А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Другие сочинения по зарубежной литературе > Роман Олдингтона «Смерть героя» и мироощущения «потерянного поколения»
Роман Олдингтона «Смерть героя» и мироощущения «потерянного поколения» - сочинение
В английской литературе носителями мироощущения «потерянного поколения» принято считать Р. Олдингтона («Смерть героя») и, в известной степени, О. Хаксли. Роман Олдингтона «Смерть героя», появившийся в 1929 году, в том же году, что и роман Ремарка «На Западном фронте без перемен», несмотря на ряд очень существенных различий, тем не менее вызывает достаточно прямые ассоциации с ремарковским романом. Некоторые детали или авторские замечания наводят даже на мысль, что Олдингтон к моменту завершения работы над «Смертью героя» уже познакомился с текстом ремарковского романа - и словно бы вступил в диалог с Ремарком (так, описывая пребывание своего героя на фронте, Олдингтон не удерживается от замечания: «Поистине, на Западном фронте все оставалось без перемен»). Но есть и иные параллели, которые едва ли можно объяснить влиянием ремарковского романа, но которые явно порождены определенной общностью художественной цели. Можно вспомнить «вступление» в ремарковский роман: «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов». «Вступление», данное Олдингтоном, несколько больше по своему объему, но и оно содержит в себе буквально «ремарковские» слова: «Эта книга, в сущности, - надгробный плач, слабая попытка создать памятник поколению, которое на многое надеялись, честно боролось и глубоко страдало». Ремарковский Пауль Боймер, солдат разбитой немецкой армии, гибнет в самом конце войны, и это описывается нарочито спокойно - просто как закономерный и неизбежный финал. Олдингтоновский Джордж Уинтерборн, офицер английской армии, воевавший, следовательно, на стороне победителей, гибнет не просто в конце войны - а в самой последней в общем-то случайной перестрелке при обстоятельствах, позволяющих рассматривать эту гибель как замаскированное самоубийство. Только Олдингтон, в отличие от Ремарка, вообще не стал готовить читателя к конечному исходу судьбы своего героя - он начал свой роман с краткого сообщения о гибели некоего (для читателя пока еще именно некоего) капитана британской армии Джорджа Уинтерборна, а затем уже перешел к описанию судьбы этого человека - с рождения (и даже со времени, предшествовавшего его рождению) и до момента гибели (и даже до событий, последовавших за его гибелью). Роман имеет так называемую «круговую композицию» - он начинается и заканчивается сообщением о гибели героя, Джорджа Уинтерборна. Олдингтон идет, таким образом, по ремарковскому пути еще дальше, чем Ремарк, - он сразу отказывает своему читателю в праве с содроганием сердца следить за перипетиями военной судьбы героя и надеяться на счастливый исход. Читатель знает: герой обречен, он погибнет. Повествование подводит читателя к гибели героя как к закономерному финалу, который уже не кажется страшным на фоне обесчеловечения героя войной. Трагический парадокс: смерть превращается в избавление! Возможен ли более страшный приговор войне! Свой роман Олдингтон охарактеризовал как «роман-джаз»: судьба героя, Джорджа
Уинтерборна, - это своего рода музыкальное произведение во всем многообразии тональностей. И эта музыка словно бы обречена завершиться раздирающими душу аккордами последней части. Это словно бы запрограммировано каким-то незримым композитором. Идея какой-то роковой запрограммированности присутствует во всем - даже в фамилии героя. Уинтерборн - рожденный зимой - словно бы уже само время рождения наложило на его судьбу какое-то роковое проклятие. Если в ремарковском романе война предстает как зло автономное, самоценное, так что даже крушение в глазах ремарковских героев всей усвоенной ими прежде культуры связано лишь с самим фактом того, что они попали на войну, то Олдингтон, напротив, саму войну рассматривает лишь как закономерный итог, к которому шла вся Европа - и прежде всего «добрая старая Англия» - на протяжении многих лет. Война у Олдигтона - это лишь закономерное проявление той закрепившейся в «доброй старой Англии» системы ценностей, в рамках которой отдельный человек - ничто перед лицом великой имперской идеи. И потому действие олдингтоновского романа (в отличие от ремарковского) охватывает достаточно большой промежуток времени: Джорджа Уинтерборна стали ломать не с момента начала войны - его стали ломать почти с рождения. Ломать - чтобы он соответствовал стандарту образцового «слуги Империи». Его ломают родители - их ужасает, что сын увлекся столь неподходящим для «настоящего джентльмена» делом, как живопись но зато они с восторгом воспринимают кратковременное увлечение сына столь «джентльменским» занятием, как охота (которую Джордж вскоре возненавидел - после того, как ему пришлось свернуть шею раненой птице). Еще более жестоко его ломает школа - ибо Джордж с его рано пробудившейся индивидуальностью воспринимается школой как «педагогический брак». Ведь задача школы - «наштамповать» побольше «бравых парней» с менталитетом лейтенанта Ивенса, с которым Джордж позже столкнется на фронте. (Это добрый малый - по-настоящему добрый малый, своего рода помолодевший лермонтовский Максим Максимыч в английском варианте! - который умел все сводить к простым схемам: «Англия всегда права»). Для этого в школе и «группа военного обучения» создана - «ведь это так важно - научиться убивать. В самом деле, не научившись убивать, вы никак не можете стать человеком, а тем более - джентльменом». Из слов директора во время торжественной речи Джордж, впрочем, узнает, для чего, собственно говоря, его (равно как и всех остальных учеников) обучают и воспитывают, к чему их готовят: «Не позже, чем через десять лет половина из вас умрет». Едва ли директор мог предвидеть, что впереди - первая мировая. «Но разве он знал, этот слепой пророк? Может быть, сам бог внушил этому величественному лицемеру такие слова?» И все же директор кое- что знал. Он знал, что его задача - подготовить людей к достойной смерти во имя интересов империи. Подготовить к смерти! Пока неизвестно, где. Может быть, на войне, может быть, в одной из многочисленных колоний. Позже отзвук этих слов Джордж услышит в речи некоего высокопоставленного военного уже во время первой мировой войны: «Вы - военное поколение. Вы рождены для того, чтобы сражаться в этой войне, ее нужно выиграть - и вы ее выиграете, это мы твердо решили. Что до каждого из вас в отдельности - не имеет ни малейшего значения, будете вы убиты или нет. Вероятнее всего, вас убьют, - во всяком случае, большинство. Советую заранее с этим примириться». Эти слова вызывают страшные ассоциации - сразу вспоминаются человеческие жертвоприношения, которые люди в древности приносили незримым богам. А бесконечные войны, которые перекочевали из древности в просвещенный XX век, - что это, как не вариант человеческого жертвоприношения, только на этот раз земным богам: Империи, Государственному Интересу? И Олдингтон бросает проклятие «доброй старой Англии», приносящей в жертву своих собственных детей (конечно, человеческие жертвы приносили войне все страны-участницы, но Олдингтон видел, как это происходило именно в Англии, на его родине, и потому взял на себя право говорить только об Англии). Сама же война предстает в романе Олдингтона как предельное проявление обезличивающей, обесчеловечивающей реальности. Большинство товарищей Джорджа удалось «сломать» еще в мирной жизни (а многих и ломать не приходилось) и сделать их образцовыми слугами Империи. Джордж был редким исключением - его сломать не удавалось, он жил именно своей жизнью. Но испытание войной стало столь непосильным грузом, что и Джордж начал ломаться - и опускаться медленно, но необратимо. «С ужасом видел он, как чахнет его разум. С чувством жгучего унижения он убеждался, что уже не способен, как бывало, мыслить сосредоточенно, глубоко, творчески». Вдруг он обнаружил, что ему непонятен смысл даже журнальных статей со сколько-нибудь серьезным содержанием, и теперь он завидует черной завистью самому себе в прошлом. И вот для него наступил миг прозрения: «Все, что было в нем необыкновенно и прекрасно, умерло. Душой он так же мертв, как если бы его уже схоронили на французской земле». Личность его убита, а физическая гибель настигла его чуть позже - как немного опоздавшая неизбежность. Накануне гибели, побывав дома, Джордж уничтожил все следы своего прошлого, своего довоенного «Я»: незаконченные эскизы, и, главное, свой автопортрет. Зачем он нужен, этот бывший автопортрет, а ныне - потрет совершенно другого человека, почти уже забытого? Ведь Джордж уже превратился в классического «краснолицего Томми», каковым его хотели сделать еще в мирной жизни. Война отняла у Джорджа его неповторимую душу, и теперь Джордж с легким сердцем дарит этой войне свою утратившую смысл жизнь. Свершилось (вернее, завершилось) еще одно жертвоприношение - одно из многих. И эти жертвоприношения повисли на всем человечестве камнем проклятия. «Весь мир виновен в кровавом преступлении, весь мир несет на себе проклятие, подобно Оресту, и обезумел, и сам стремится к гибели, точно гонимый легионом Эвменид. Мы должны как-то искупить свою вину, избавиться от проклятия, лежащего на тех, кто пролил кровь. Должны найти - где? как? - новую могущественную Афину Палладу, которая возвысила бы голос, оправдывая нас на новом Акрополе. Но пока мертвые отравляют нас и тех, кто идет за нами».

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Другие сочинения по зарубежной литературе

Другие сочинения по зарубежной литературе


Сочинение на тему Роман Олдингтона «Смерть героя» и мироощущения «потерянного поколения», Другие сочинения по зарубежной литературе



Больше всего просматривают

  1. Сочинение о маме
  2. Сочинение живое пламя
  3. Сочинение на тему мама
  4. Дубровский сочинение
  5. Сочинение про березу
  6. Сочинение для 2 класса
  7. Пьеса двенадцать месяцев найти сравнения
  8. Сочинение на тему судьба Григория мелихова
  9. Мой учитель сочинение
  10. Сочинение миниатюра мой друг 4 класс
  11. Анализ стихотворения Блока Россия
  12. Сочинение о путешествии
  13. Сочинение на тему природа родного края
  14. Сочинение мой день рождения
  15. Правда Луки
  16. Сочинение на тему моя любимая фотография
  17. Красота человеческих взаимоотношений
  18. Мои увлечения сочинение