А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Формирования характера на примере повестей Николая Дубова - сочинение


В первой своей повести - «На краю земли» - Николай Дубов, прислушиваясь к рассуждениям своих героев, дает им возможность высказаться, выразить себя в прямых и внутренних монологах. «Мы мечтали о великих делах, но, как только у нас появлялся какой-нибудь замысел, неизменно оказывалось, что в прошлом кто-то уже опередил нас»,- говорит в повести Колька Летописец. Монолог - воспоминание о недавних, но уже прошедших годах, когда для Кольки и его трех друзей мир только начинал раскрываться, многозвучен; в нем слышен и отзвук мягкой авторской иронии.

В повести «Огни на реке» писатель заставляет и взрослых и детей задуматься над вопросами очень важными. Н. Дубов умело передает психологию подростка, убедительно и без назидательности доказывает необходимость воспитания трудолюбия и самостоятельности. Одиннадцатилетний Костя приехал к дяде, бакенщику. Мальчик, выросший в Киеве, оказался в непривычной обстановке, йа берегу Днепра. Он мечтает о приключениях, о подвиге. Дубов показывает, как постепенно Костя понимает, что жизнь и труд бакенщика сложнее, тяжелее, но интереснее, чем он думал. Однажды во время шторма сорван бакен; бревном повредило руку дяде. Нужно зажечь фонарь, но некому заменить бакенщика. Дядя надеется на помощь племянника. Рискуя жизнью, зажигают Ефим Кондратьевич и Костя красный фонарь вместо бакена, унесенного штормом. Лирически проникновенно, психологически достоверно развивает Н. Дубов в этой повести мысль о воспитании лучших качеств человека в процессе труда.

Авторская речь в произведениях Дубова всегда пронизана интонациями того героя, поступки и психология которого исследуются в произведении.

    * «С приездом Виталия Сергеевича все начало незаметно меняться. И чем дальше он жил, тем больше менялось. Папка остался папкой, но стал казаться как-то меньше, а Виталий Сергеевич все больше его заслонял».

Эти строки - одни из самых важных в повести «Беглец». В них зарождение психологического конфликта Юрки с отцом, на которого раньше он хотел быть похожим. Просторечная лексика «папка» и «мамка», ритмико-интонационные повторы и синтаксические параллелизмы с сочинительными союзами «а», «но» создают неторопливую, даже запинающуюся тональность, характерную для медлительного мышления Юрки.


 
Иначе - строже и лаконичнее - звучит авторская речь в романе «Горе одному». Скупо и исчерпывающе точно рассказано о смерти матери Лешки: * «Она, сразу вдруг вытянувшаяся, лежала на столе, прикрытая простыней, и лицо ее, две недели пылавшее жаром, было синевато-белым, холодным и чужим» . Сосредоточенные в одной фразе причастные обороты, прилагательные в составных именных сказуемых замедляют движение времени, создают ощущение мертвой неподвижности. Иногда у Дубова авторская речь и речь основного героя сливаются в один поток, чтобы подчеркнуть наиболее характерную для какого-либо персонажа особенность или привычку. Так описывается, например, дальний родственник Лешки, к которому, осиротев, попал мальчик: * «Сам дядя Троша не был бухгалтером, но руки у него были такие, что, по мнению Лешки, к ним обязательно все должно было липнуть. Короткопалые, но ухватистые, с заросшими рыжей шерстью запястьями и пальцами, они все время шевелились, ощупывая, поглаживая вещи, а если никаких вещей поблизости не было, потирали друг дружку, словно пересчитывая деньги» . Народная лексика («короткопалые, ухватистые»), обилие различных глагольных форм («шевелились, ощупывая, поглаживая», «потирали… словно пересчитывая») создают выразительный образ суетливого, хищного мещанина; деталь внешнего облика помогает раскрыть внутреннюю сущность дяди Троши. Лешка уходит от этого корыстного, нечестного человека, и писатель показывает этот шаг как единственный выход, возможный для мальчика. Много испытаний пришлось перенести ему в дальнейшем: и невзгоды до поступления в детский дом, и столкновения с воспитателями-формалистами. Характер у Лешки Горбачева еще только складывается, но стремление подростка к справедливости, честности - надежная основа для его дальнейшего развития. Н. Дубов - писатель серьезного, реалистического дарования; его творчество отмечено Государственной премией РОССИИ. Многие произведения детской литературы переведены на различные языки народов мира, герои книг стали близки детям зарубежных стран. Это обязывает писателей еще больше работать над совершенствованием своего художественного мастерства и активнее разрабатывать темы, отражающие жизнь страны во всем ее подлинном многообразии.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Формирования характера на примере повестей Николая Дубова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по зарубежной литературе > Формирования характера на примере повестей Николая Дубова
Другие сочинения по зарубежной литературе

Другие сочинения по зарубежной литературе


Сочинение на тему Формирования характера на примере повестей Николая Дубова, Другие сочинения по зарубежной литературе