А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Апокрифы и духовные стихи - сочинение



Былины слагались и пелись чаще всего дружинниками князей, они относятся главным образом к периоду Киевской Руси. Исторические песни слагались в народе на протяжении всей исторической жизни России. Апокрифы и духовные стихи складывались и пелись в очень определенной среде, близкой к духовной жизни, странниками, часто слепцами, ходившими по святым местам. Странничество было очень развито на Руси и почиталось, как святой подвиг. В старину странников-слепцов звали "каликами перехожими". Слово "калика" объясняют двояко: или оно происходит от русского слова "калека", или — от латинского "калига", обозначавшего особую обувь, которую носили странники. Вот в этой среде странников-калик и складывались апокрифы и духовные стихи.

Что такое апокрифы? Апокрифами называются рассказы, большею частью — в стихах, сочиненные на какую-нибудь тему, взятую из Священного Писания, но приукрашенную народной фантазией. Некоторые апокрифы-легенды очень красивы и поэтичны, некоторые искажают Священное Писание и противны церковному учению.

Что такое духовные стихи? Духовные стихи, это — песни, сочиненные на духовную, религиозную тему. Слагались апокрифы и духовные стихи и в древние времена, но самый расцвет их относится к ХІІ-му веку, к царствованию царя Алексея Михайловича, который очень их ценил и поощрял слепых певцов.

Можно разделить апокрифы и духовные стихи на: ветхозаветные, новозаветные и житийные.

 
Об Адаме и Еве. Самый известный ветхозаветный апокриф — об Адаме и Еве. В нем рассказывается, как Адам, дожив до 930-ти лет, почувствовал приближение смерти и попросил Сифа принести ему из рая масличную ветвь. Затем рассказывается подробно об изгнании из рая Адама и Евы. Очень красиво изображен плач Адама перед затворившимся для него раем. Адам обращается к раю, как к одушевленному существу: "о, раю мой, раю! пресветлый мой раю! Ради мене сотворенный и ради Евы затворенный, милостиво помилуй мя, падшего!" Это место напоминает стихиру, поющуюся в церкви на вечерне последнего Воскресения перед Великим Постом. Сиф и Ева идут по просьбе Адама за райской ветвью и плачут перед входом в рай. Ангел, увидав их слезы и сжалившись, дает им ветвь с того самого дерева, плоды которого в раю они не должны были вкушать. Адам делает себе из этой ветви венок и надевает на голову (символ тернового венца Спасителя); затем Адам слышит голос Божий: "земля еси и в землю отыдеши" и умирает. Вскоре умирает и Ева; Сиф хоронит своих родителей там же, где был погребен Авель. Хождение Богородицы по мукам. В другом новозаветном апокрифе, который называется "Хождение Богородицы по мукам", рассказывается о том, что Божия Матерь захотела видеть мучения грешников в аду. Бог послал архангела Михаила с 400-ми ангелов, по сто ангелов на каждую сторону света, чтобы открыть перед Богородицей разные части ада. Ангелы поочередно раскрывают север, юг, восток и запад ада, и Божия Матерь видит страшные мучения грешников. Ад изображен очень материалистически, яркими и страшными красками. Божия Матерь видит разные мучения; видит грешников, мучающихся в огне: это люди, по лени не ходившие на Пасху к заутрени; видит грешников, повешанных за язык на Еетвях железного дерева; это — люди, говорившие неправду, клеветавшие на ближних; видит евреев, убивших Христа, кипящих в смоляном озере. Божия Матерь сжалилась над грешниками и захотела сама с ними мучиться; но архангел Михаил сказал Ей, что Она, безгрешная, не может быть с грешниками, Ее место — в раю. Тогда, по просьбе Божией Матери, ангелы несут Ее к престолу Божию, и Она умоляет Сына Своего помиловать прешников. Господь услышал молитву Своей Пречистой Матери и даровал грешникам милость: они будут отдыхать ежегодно от Великого Четверга до Пятидесятницы. Стих о Вознесении. Замечательно красив и поэтичен стих о Вознесении. Накануне Вознесения вся нищая братия расплакалась перед Господом Иисусом Христом: «Уж Ты истинный Христос, Царь Небесный, Чем мы будем, бедные, одеваться, обуваться? Чем мы будем, бедные, питаться? На кого Ты нас оставляешь? На коло Ты нас покидаешь?» Господь утешает нищих и обещает оставить им золотую гору. Но Иоанн Златоуст возражает, что богатые и сильные люди отнимут у нищих золотую гору. "Дай им лучше, — говорит он Господу — Имя Твое святое" — оно их накормит и оденет. С тех пор нищие по всей земле кормятся именем Христовым. А Иоанна Господь похвалил за мудрый совет и сказал: «Ты Иван да богословец, Ты Иван да златоустый! Ты умел слово сказати, Пусть твои уста то золотые, Пусть тебе в году праздники частые». Здесь очевидно смешан Апостол Иоанн Богослов с святителем Иоанном Златоустом.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Апокрифы и духовные стихи. Поищите еще с сайта похожие.

Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Апокрифы и духовные стихи, Другие сочинения по русской литературе