А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Библейские легенды на страницах пьесы «Адам и Ева» - сочинение

В 1928 году Булгаковым замышляется «роман о дьяволе». И, хотя в первой редакции романа еще нет Мастера и Маргариты, уже в ней писатель изображает апокалиптическое появление сатаны в Москве,  в уста которого вкладывает историю Христа и Понтия Пилата. Заметно влияние Библии и на пьесу «Адам и Ева», написанную в промежуток времени между первой и второй редакциями романа, в 1931 году. Указывают на это и имена героев пьесы, соответствующие библейским, и сюжет произведения, в результате развития которого недавно поженившийся Адам Красовский и Ева Бойкевич, уцелевшие после химической катастрофы, оказываются первыми людьми в Ленинграде. Только жизнь им дарует не бог, а профессор Ефросимов, изобревший луч, способный противостоять разрушительному действию солнечного газа.

Образ Ефросимова во многом соответствует традиционной религиозной модели: Булгаков наделяет его божественными чертами. Профессор, подобно ветхозаветному Творцу, дает жизнь людям и исцеляет их, как Иисус Христос, от слепоты и язв. Об одном из таких чудесных исцелений, а их в Новом Завете множество, читаем: «И вот, двое слепых, сидевших у дороги, услышавшие, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Иисус, остановившись, подозвал их  и сказал: чего вы хотите от меня? Они говорят Ему: Господи! Чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним». (Евангелие от Матфея 20, 30, 34).

Данную библейскую картину можно сравнить с исцелением Андрея Дарагана, ослепшего от солнечного газа. Вот, как об этом пишет Булгаков: «Ефросимов направляет луч из аппарата на Дарагана. Тот некоторое время лежит неподвижно и стонет, потом оживает, язвы на его лице затягиваются. Потом садится».  Исцеляет Ефросимов от слепоты и Маркизова. На возможность сопоставления событий и героев пьесы Булгакова « Адам и Ева » с библейскими указывает на то, что Маркизовым найдена книга, уцелевшие строки которой совпадают с ветхозаветными.  Маркизов читает: « …Нехорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощника, соответственного ему …»   В Библии об этом написано: « И сказал Господь: не хорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» ( Быт. 2, 18 ).

Идентичны с  ветхозаветными и другие строки из книги, найденной Маркизовым: « … И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились …»  В Библии даны эти же строки ( См. Быт. 1, 25 ).


 
Но не только влияние Ветхого Завета и Евангелий на пьесу можно проследить, обращаясь к булгаковскому и библейскому текстам. Катастрофа, которая изображена в пьесе, носит апокалиптический характер, что говорит о влиянии Откровения святого Иоанна Богослова на данное произведение. Так, в конце второго акта показываются « какие-то кони в странном освещении » , вполне сопоставимые с библейскими, которые должны появиться после трубного гласа. В Новом Завете об этом сказано: « Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его. Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней - как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей. Ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям и имели головы, и ими они вредили. Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не покланяться бесам золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить» (Откровение святого Иоанна Богослова 9, 16-20 ). Приведенная нами картина конца света аналогична булгаковскому описанию химической войны. Ведь и кони, и смерть людей, и неизбежные при военных действиях огонь с дымом присутствуют в произведении Булгакова. Есть в пьесе и люди, не раскаявшиеся в своих ошибках после катастрофы, - это Андрей Дараган и Адам Красовский, слепо верящие в торжество коммунистической идеи. Возможно, сто и призыв Евы, обращенный к Маркизову: «Труби, труби, Захар. Пора!»1 - свидетельствует об апокалиптическом характере катастрофы, напоминая читателю о семи ангелах, которые должны « вострубить » перед грядущими бедами (См. Откровение святого Иоанна Богослова 8; 2,6). В конце пьесы тоже «слышен трубный сигнал»2, являющийся знаком, указывающим на приближение Страшного Суда. Да и сама катастрофа, подобно библейскому концу света, происходит из-за того, что люди погрязли во зле. Вот, как говорит о причине химической войны профессор Ефросимов, отличая равную вину и капиталистического, и социалистического мира за случившееся: « Это? Идея!! Негр на электрическом стуле! Это - моя беда! Это - винтовочка, бей!»3. Уверовавший в Бога в результате катастрофы литератор Пончик - Непобеда по-своему понимает причину произошедшего: « Ну, кто же, как не грозный бог, покарал грешную землю!»4 - говорит он. Маркизов, изгнанный из профсоюза, видит причину в другом: « Нет, это газ пустили и задавили СССР за коммунизм…»5. Но, как бы ни отличались взгляды героев пьесы, в их видении причины катастрофы есть общая точка соприкосновения: не все, происходящее в стране, - правильно. Отсюда вытекает и общечеловеческая позиция Ефросимова, и религиозная Пончика-Непобеды, и классовая Маркизова, очень хорошо усвоившего распространенные для того времени воззрения на жизнь. Наконец, все концепции соответствуют традиционным религиозным представлениям, согласно которым конец света рассматривается в качестве наказания человечества за его грехи. Сравнив булгаковский текст с библейским, мы пришли к выводу, что на пьесу « Адам и Ева » большое влияние оказали не только легенды Ветхого Завета и Евангелий, но и последней части Нового Завета, известной как Апокалипсис.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Библейские легенды на страницах пьесы «Адам и Ева». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Библейские легенды на страницах пьесы «Адам и Ева»
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Библейские легенды на страницах пьесы «Адам и Ева», Другие сочинения по русской литературе