А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Мировоззрение и литературная позиция Николая Ивановича Надеждина (1804 1856)
Мировоззрение и литературная позиция Николая Ивановича Надеждина (1804 1856) - сочинение
Пропаганда романтизма, которую начал на страницах «Московского телеграфа» Н. А. Полевой, скоро встретила противодействие со стороны Н. И. Надеждина, выступившего первоначально в «Вестнике Европы», а затем в собственном журнале «Телескоп» (1831 -1836).

Подобно Полевому, Надеждин был разночинцем, занявшим в 30-х годах ведущие позиции в идейно-литературной борьбе эпохи. Сын сельского священника, питомец духовной школы, учитель провинциальной семинарии, Надеждин стал одним из видных деятелей культуры своего времени в качестве журналиста, критика и профессора Московского университета. Его судьба напоминает судьбу Полевого, с той только разницей, что консервативные традиции с самого начала мешали Надеждину твердо занять место на передовой линии идеологического фронта. Политический консерватизм, сближавший его с официальной идеологией, наложил путы на его эстетическую мысль, особенно в ее позитивных проявлениях. Удар, нанесенный правительством «Телескопу» и его редактору в 1836 г.- закрытие журнала и ссылка редактора за напечатание «Философического письма» П. Я. Чаадаева,- сделал Надеждина открытым консерватором.

Мировоззрение Надеждина носит противоречивый характер. Особенно ощутительным было противоречие между эстетическими воззрениями Надеждина, намечавшего новые пути развития искусства, и его политическими взглядами. В конце 1828 г. в «Вестнике Европы» за подписью Экс-студент Никодим Надоумка появляется статья-фельетон «Литературные опасения за будущий год», в которой с необычайной для этого журнала живостью и остротой был подвергнут резкой критике торжествовавший свою победу романтизм. Это было началом критической деятельности Надеждина, поведшего длительную борьбу с романтизмом. В упомянутой статье, написанной в форме диалога, Надеждин вкладывает в уста поэта Тленского основные положения романтической эстетики и тут же подвергает их критике. Что же не удовлетворяет Надеждина в современной ему литературе?

    * Что заставляет его выражать свои опасения за ее будущее? «О бедная, бедная наша поэзия! - восклицает критик,- долго ли будет ей скитаться по нерчинским острогам, цыганским шатрам и разбойническим вертепам?.. Неужели к области ее исключительно принадлежат одни мрачные сцены распутства, ожесточения и злодейства?.. Что за решительная антипатия ко всему доброму, светлому, мелодическому - радующему и возвышающему душу?..»

Из этой тирады ясно, что Надеждин выступает против того романтизма, который нашел выражение в творчестве А. С. Пушкина и поэтов-декабристов. Критик прозрачно намекает на большую популярность пушкинских «южных» поэм и «Войнаровского» К. Ф. Рылеева, породивших многочисленную литературу в том же жанре. «Наши певцы,- продолжает Надеждин,- воздыхают тоскливо о блаженном состоянии первобытной дикости и услаждаются живописанием бурных порывов неистовства, покушающегося ниспровергнуть до основания священный оплот общественного порядка и благоустройства». Романтизм, эта революция в искусстве, тесно связан с политической революцией - вот идея Надеждина, руководствуясь которой он и начинает свою борьбу против романтического направления.

Надеждин не скрывает своей политической платформы. Высказывая литературные опасения за предстоящий год, он нисколько не волнуется за «политическое состояние отечества». Надеждин с удовлетворением отмечает безуспешность недавней попытки революционного переворота в России. Только так и можно понять следующие его слова: «Нравы наши, благодаря крепкому сложению истинно русских душ, нелегко заражающихся эпидемическими болезнями, навеваемыми к нам с чужих сторон, устояли, по крайней мере, кажется, неподвижно на прежней ступени!» Нападением на романтиков Надеждин начинает и фельетон «Сонмище нигилистов. (Сцена из литературного балагана)». В нем он дал карикатурную характеристику романтического лагеря, клянущегося именем Пушкина. В статье о «Полтаве» Надеждин скорбит о «нашей литературе, увлеченной во все ужасы безначалия лживым призраком романтической свободы», возмущается тем, что «каждая оторви-голова… безболезненно похищает себе право литературного Робеспьера», и решительно осуждает «сии бурные времена своеволия и самоуправства». Таким образом, критику романтизма Надеждин вел с консервативных позиций. Выступления Надеждина вызвали отповедь Полевого, справедливо увидевшего в надеждинской концепции романтизма полемику с «Московским телеграфом». Научно обосновать свои эстетические взгляды Надеждин попытался в написанной на латинском языке докторской диссертации «О происхождении, природе и судьбах поэзии, называемой романтическою» (1830). В диссертации развивается мысль об основных исторических этапах развития поэзии. Первым таким этапом была литература древнего мира, которая и должна именоваться классической. Ей на смену пришла поэзия «среднего мира», которая представляет собой романтическую поэзию в собственном смысле слова. Попытка возродить в новое время «классическую» поэзию привела и могла привести только к «псевдоклассицизму». Так и стремление реставрировать романтическую поэзию, которая закончила свое развитие в средние века, может породить только «псевдоромантизм». Не ограничиваясь этой общей схемой, Надеждин характеризует «классическую» и романтическую поэзию как противоположные и односторонние формы искусства, обосновывая этим историческую необходимость некоего синтеза, который и предстоит осуществить новому искусству. Если «новый» классицизм вышел из Франции, а «новый» романтизм был вызван к жизни в Германии, то подлинно новое искусство, которое должно «соединить идеальное одушевление средних веков с изящным благообразием классической древности, уравновесить душу с телом, идею с формой», должно возникнуть в России.




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Мировоззрение и литературная позиция Николая Ивановича Надеждина (1804 1856), Другие сочинения по русской литературе



Больше всего просматривают

  1. Сочинение на тему весна
  2. Мастер и Маргарита сочинение
  3. Сочинение на тему Евгений Онегин
  4. Сочинение на тему мама
  5. Сочинение про маму
  6. Тарас бульба сочинение 7 класс
  7. Образ Хлестакова в комедии ревизор
  8. Образ аси в повести Тургенева
  9. Моя будущая профессия сочинение
  10. Сочинение на тему зимние каникулы
  11. Сочинение на тему зимний день
  12. Дом моей мечты сочинение
  13. Кладовая солнца сочинение
  14. Женские образы в романе тихий Дон
  15. Сочинение о войне
  16. Сочинение герой нашего времени
  17. Со