А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Несвоевременные мысли как документ русской революции - сочинение

В чем же состоит суть расхождений М. Горького с большевиками по вопросу о народе. На первый взгляд, кажется, что резкие суждения автора «Несвоевременных мыслей» о народе свидетельствуют о его неуважении к простому трудовому люду, об отсутствии сострадания к нему, о неверии в его духовные силы. На самом деле всё выглядит иначе. Опираясь на весь свой предшествующий опыт и на свою многими делами подтверждённую репутацию защитника порабощённых и униженных, Горький заявляет: «Я имею право говорить обидную и горькую правду о народе, и я убеждён, что будет лучше для народа, если эту правду о нём скажу я первый, а не те враги народа, которые теперь молчат да копят месть и злобу, чтобы… плюнуть злостью в лицо народа…». Рассмотрим один из самых принципиальных расхождений Горького с идеологией и политикой «народных комиссаров» - спор о культуре. Это стержневая проблема публицистики Горького 1917-1918 годов.

Не случайно, издавая свои «Несвоевременные мысли» отдельной книгой, писатель дал подзаголовок «Заметки о революции и культуре». В этом заключается парадоксальность, «несвоевременность» горьковской позиции в контексте времени. Приоритетное значение, которое он придаёт культуре в революционном преображении России, могло показаться многим его современникам чрезмерно преувеличенным. В подорванной войной, раздираемой социальными противоречиями, отягощённой национальным и религиозным гнётом стране самыми первостепенными задачами революции представлялось осуществление лозунгов: «Хлеб голодным», «Землю крестьянам», «Заводы и фабрики рабочим».

А по мнению Горького, одной из самых первостепенных задач социальной революции является очищение душ человеческих - в избавление «от мучительного гнёта ненависти», «смягчение жестокости», «пересоздание нравов», «облагораживание отношений». Чтобы осуществить эту задачу, есть только один путь - путь культурного воспитания. Стоит отметить, что Горький считает «одной из первых задач момента» «возбуждение в народе - рядом с возбуждёнными в нём эмоциями политическими - эмоций этических и эстетических». Однако писатель наблюдал нечто прямо противоположное, а именно: «хаос возбуждённых инстинктов», ожесточение политического противостояния, хамское попрание достоинства личности, уничтожение художественных и культурных шедевров. Во всём этом автор винит в первую очередь новые власти, которые не только не препятствовали разгулу толпы, но даже провоцировали её.

Революция «бесплодна», если «не способна… развить в стране напряжённое культурное строительство», - предупреждает автор «Несвоевременных мыслей». И по аналогии с широко распространённым лозунгом «Отечество в опасности!» Горький выдвигает свой лозунг: «Граждане! Культура в опасности!» Ни один факт ущемления культуры, каким бы незначительным он ни казался, не проходит мимо внимания писателя. Он протестует против «грязной» литературы, «особенно вредной именно теперь, когда в людях возбуждены все тёмные инстинкты»; выступает против «решения Совета солдатских депутатов по вопросу об отправке на фронт артистов, художников, музыкантов», потому что страшится следующего: «…с чем мы будем жить, израсходовав свой лучший мозг?». Он сетует по поводу исчезновения с книжного рынка «хорошей честной книги», а «книга - лучшее орудие просвещения».

 Узнав о запрете на издание оппозиционных газет и журналов, «чувствует тоску», мучительно тревожится «за молодую Русь, только что причастившуюся даров свободы», поднимает голос протеста против ареста И.Д. Сытина, которого за его пятидесятилетнюю издательскую деятельность называет подлинным «министром народного просвещения»… Еще одним из вопросов горьковской серии «Несвоевременные мысли» являются такой вопрос: кто же оказался во главе Октябрьской революции - «вечный революционер» или «революционер на время, на сей день»? (Ответ на него мы найдем в статье от 06.06.18.) Далеко не случайно образцом «романтика революции» для Горького является крестьянин Пермской губернии, приславший писателю письмо, в котором осуждает «крестьянство, жадное до собственности», ищущее в революции «карманные интересы». По мнению автора «Несвоевременных мыслей», этот крестьянин - подлинный революционер, потому что он видит высшие, духовные цели революции. Таких людей писатель называет «вечными революционерами», потому что им свойственно вечное чувство неудовлетворенности.


 
«Вечный революционер» «знает и верит, что человечество имеет силу бесконечно создавать из хорошего - лучшее», «его единственная и действительно революционная цель» - «оживить, одухотворить весь мозг мира», сам же он - «дрожжа». Но на мощной волне революции выплеснулся на поверхность и другой тип общественного деятеля, которого Горький хлёстко назвал «революционером на время». Таких людей он увидел прежде всего среди участников октябрьского переворота. В статье от 13.01.18 автор высказывается ещё жёстче: «Народные комиссары относятся к России как к материалу для опыта, простой народ для них - та лошадь, которой учёные-бактериологи прививают тиф для того, чтоб лошадь выработала в своей крови противотифозную сыворотку. Вот именно такой жестокий и заранее обречённый на неудачу опыт производят комиссары над русским народом… Реформаторам из Смольного нет дела до России, они хладнокровно обрекают её в жертву своей грёзе о всемирной или европейской революции». Обвинение в аморальности - это самое главное обвинение, которое Горький бросает в лицо новой власти. Стоит обратить внимание на крайнюю экспрессию слова писателя в приведённых фрагментах: сравнение социального переворота с лабораторным экспериментом, а России - с подопытным животным; скрытое противопоставление опыта и грёзы, подтверждающее несостоятельность революционных действий; прямо-оценочные эпитеты («жестокий» и «обречённый на неудачу», язвительный перифраз «реформаторы из Смольного»). В статье от 16.03.18 вожди Октября ассоциируються с библейскими палачами - «несчастную Русь» они «тащат и толкают на Голгофу, чтобы распять её ради спасения мира». В «Несвоевременных мыслях» Горький подвергает резкой критике вождей революции: В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, Зиновьева, А.В. Луначарского и других. И писатель считает нужным через голову своих всевластных оппонентов непосредственно обратиться к пролетариату с тревожным предупреждением: «Тебя ведут на гибель, тобою пользуются как материалом для бесчеловечного опыта, в глазах твоих вождей ты всё ещё не человек!». Жизнь показала, что эти предупреждения не были услышаны. И с Россией, и с её народом произошло то, против чего предостерегал автор «Несвоевременных мыслей». Справедливости ради надо сказать, что сам Горький тоже не оставался последовательным в своих воззрениях на происходившую в стране революционную ломку. Однако книга «Несвоевременные мысли» осталась памятником своему времени. Она запечатлела суждения Горького, которые он высказал в самом начале революции и которые оказались пророческими. И независимо от того, как менялись впоследствии воззрения их автора, эти мысли оказались в высшей степени своевременными для всех, кому довелось пережить надежды и разочарования в череде потрясений, пришедшихся на долю России в ХХ веке. Таким образом, в ходе написания реферата, была сделана попытка раскрыть комплекс основных идей, высказанных Горьким в книге «Несвоевременные мысли». Учитывая публицистическую природу анализируемого текста. Эти отличает особая, публицистическая поэтика, которая выражает не просто идею, а «идею-страсть». Наконец, «Несвоевременные мысли» отправная точка для понимания творческой судьбы М. Горького в советское время.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Несвоевременные мысли как документ русской революции. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Несвоевременные мысли как документ русской революции
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Несвоевременные мысли как документ русской революции, Другие сочинения по русской литературе