Описательная поэма в русской литературе - сочинение
Описательная поэма, генетически восходящая к «Георгикам» Вергилия, имеет богатую традицию в западноевропейских литературах всех эпох и становится одним из ведущих жанров сентиментализма. Она позволяла запечатлеть многообразные переливы сентименталистских чувствований, способность личности откликаться на мельчайшие изменения в природе, что в свою очередь являлось показателем духовной ценности личности.
В русской литературе, однако, описательная поэма не стала ведущим жанром, поскольку сентиментализм наиболее полно выразился в прозе и пейзажной лирике. Функцию описательной поэмы во многом взяли на себя прозаические жанры - достаточно вспомнить описательные этюды Карамзина «Прогулка», «Деревня», пейзажные зарисовки в «Письмах русского путешественника». Преимущественно прозаическими были и переводы западноевропейских описательных поэм (например, прозаическое переложение «Времен года» Томсона, выполненное Карамзиным). Попытки восполнить подобный пробел в жанровой системе русского сентиментализма принадлежат С. С. Боброву («Таврида») и А. Ф. Войкову (перевод «Садов» Ж. Делила).
Поэма «Таврида» - явление уникальное в истории жанра, но многом архаичное и единичное. По справедливому замечанию 10. М. Лотмана, «новаторство Боброва не отрывает его поэзию от культуры XVIII века».4 В поэме Войкова чувствительное любование природой отступало перед дидактизмом и схематизмом в изображении связей человека и природы». Таким образом, перед Жуковским, обратившимся к жанру описательной поэмы, стояла сложная задача - создать русский вариант этого жанра. Попытаемся проследить, в чем зпачепие этой работы для творчества Жуковского в целом и для генезиса и эволюции его поэмы.
Замысел описательной поэмы «Весна» возникает у Жуковского не случайно. Поэт хотел осмыслить традицию в целом, и вместе с тем это была попытка создания оригинального произведения. Он не стремится подобпо Воейкову дать образец жанра, но подчиняет жанр описательной поэмы иной творческой задаче. Учитывая все наиболее значительные образцы жанра описательной поэмы («Времена года» Томсона, «Времена года» Сен-Лам-бера, «Сады» и «Сельский житель» Делиля), Жуковский стремится на этой основе показать духовное становление личности, Выразить идею обновления бытия с помощью картин пробуждения природы.
Описательная поэзия («живописная» поэзия) включает в себя целый комплекс тем и мотивов: общества и уединения, городской и сельской жизни, добродетели, благотворительности, дружбы, любви, чувства природы. Эти мотивы, варьируясь незначительным образом, становятся общим местом, опознавательным знаком психологического облика современного чувствительного человека.
Природа воспринимается не как декоративный фон, что было свойственно анакреонтической лирике, не как исполненные фантастического колорита пейзажи или кладбищенские пейзажи Юнга, но как способность человека ощутить себя частью естественного мира природы. На первый план выдвигается «чувство, вызываемое пейзажем, не природа сама по себе, а реакция человека, способного ее по-своему воспринять».6 Способность запечатлеть тончайшие реакции личности на внешний мир привлекала сентименталистов к жанру описательной поэмы.
Многочисленные включения имен творцов «живописной» поэзии в текст художественных произведений (как правило, программных) определяются признанием их роли в формировании эстетического чувства. Карамзин утверждал: «Весна не была бы для меня так прекрасна, естьли бы Томсон и Клейст не описали мне всех красот ее».7
Посредниками между авторами тех или иных описательных поэм и природой становятся известные европейские поэты-сентименталисты. Творения Томсона, Руссо, Клейста, Сен-Ламбера, Геснера, Делиля помогают гармоническому общению человека с природой. Не случайно русским сентименталистам была близка мысль Руссо об отсутствии противоречия между человеком и природой.
Прославление творцов «живописной» поэзии переходит в требование соответствия изображения природы особому способу жизни (по определению Батюшкова, особой «пиитической диэти-ки»). «Ты хочешь переводить Томсона - оставь город, переселись в деревню, пленяйся природою, которую хочешь изобразить с своим поэтом»,8 - замечает Жуковский.
Наконец творения Томсона, Клейста и других не просто способствуют зарождению чувства прекрасного, но помогают творческому процессу, пробуждая воображение, способное «зимнюю натуру в ее красе весенней созерцать»:
* Но… ж зимой фантазия крылата!
* Украсим то, чего не избежим,
* Пленительной игрой воображенья,
* Согреем мир лучом стихотворенья
* И на снегах Темпею насадим!
* Томпсон и Клейст, друзья, певцы природы,
* Соединят вкруг нас ее красы!
В творчестве Жуковского пейзаж почти с самого начала включается в определенную систему философии природы. Так, в стихотворении 1800 г. «Стихи на новый 1800 год» поэт рисует картину годового круговращения, причем изображение дается в полу аллегорическом плане, с традиционной атрибутикой, присущей временам года:
* Зима в своей короне льдиной,
* В сотканной ризе из снегов;
* Весна с цветочными коврами;
* С плодами Осень для древес;
* С снопами Лето золотыми
* И благотворной теплотой.
Четыре времени года, «сопутницы, подруги» нового года, наделены предметными и в то же время обобщенными, постоянными признаками, а их совокупность лишена многомерности, как бы заданна.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Описательная поэма в русской литературе. Поищите еще с сайта похожие.