А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Пейзажная лирика Багрицкого
Пейзажная лирика Багрицкого - сочинение
В пейзажной лирике Багрицкого этих лет, как и у многих романтиков различных направлений, большую роль играет цвет. «Гипертрофия воображения, мечтательность, увлечение романтиков экзотизмом, их страстная любовь к странам солнца, света, лазури, к Испании, Италии, Востоку» в сочетании с крайним индивидуализмом и убеждением, будто весь «мир существует как материал для искусства», составляли отличительные приметы декадентской романтической поэзии, - по мнению критика романтизма де ла Барта . Неудивительно, что яркость колорита служила противоположным целям у революционных романтиков и у романтиков-идеалистов, враждебных революции. Стоявший на распутье Багрицкий в стихах реалистического характера не пользуется цветом для декоративного оформления, как делает он это, варьируя мотивы декадентской поэзии (символизма или акмеизма). Поэтому цветовой эффект в стихотворении «Враг», как и в «Славянах», основан на возможно более точном введении в пейзаж красок, свойственных живой природе: * Промечут холодные зори * В поля золотые огни… * Шумят на багряном просторе * Зеленые вязы одни. Эстетизации, то есть нарочитого «украшения» природы, здесь нет. Такая живописность (черта, свойственная, по наблюдению С. Шамбинаго, многим романтикам) подготавливает обостренное ощущение трагизма в картине погибающих сел, в словах о печальной участи человека, обреченного на верную гибель и вынужденного быть убийцей среди торжественно-прекрасной природы. Неудивительно, что это стихотворение резко выделялось на фоне хвастливых и безвкусных стихов Игоря Северянина, Константина Бальмонта, не говоря уже о «неоромантических» стихах Гумилева. Редкостное даже в сравнении с началом века обилие «экстравагантных», «изысканных» и просто заумных стихов в годы первой мировой войны было неизбежным результатом разрыва между представлением некоторых поэтов о красоте и се жизненными истоками. Абстрактное представил опус о прекрасном формирует эстетический идеал в ранних стихах Александра Блока и Валерия Брюсова («Стихи о Прекрасной Даме», «Мееит еззе» и другие). Но эти туманные стихи несли в себе зерна будущего развития, отражали начало еще не ясного самим поэтам движения. Когда же перед символистами остро встал вопрос о гражданственности поэзии, Александр Блок, защищавший в статье «Памяти Врубеля» (1910) «сине-лиловые миры» и назвавший художников падшими ангелами, счел необходимым резко возразить Мережковскому: «Мы не слепые ее (родины) инстинкты, но ее сердечные боли, ее думы и мысли, ее волевые импульсы… поистине нечеловеческие силы надо было иметь, чтобы руководить существом, каким была вздернутая на дыбы, разгневанная и рвущая путы Россия начала нашего века». Часто яркость красок подчеркивает роскошь убранства царских дворцов или одеяний императоров, конквистадоров, блеск золота или драгоценных камней, словом - эффектные признаки тиранической власти. Но иногда пристрастие к роскоши не убивает красоту живой природы, и, не забывая сравнить ее с блеском королевских сокровищ, поэт отдает ей преимущество: * С деревьев стекают душистые смолы, * Узорные листья лепечут: * «Скорей, Здесь роют червонного золота пчелы,
* Здесь розы краснее, чем пурпур царей» В ярко-живописных лирических стихах молодого Багрицкого поиски цвета почти никогда но отвечают «формальному заданию», а позволяют выразить авторскую оценку исторического явления или легендарного образа. Некоторые внешние черты «Полководца» (1911) Багрицкого заставляют вспомнить пристрастие Гумилева к пышному историческому реквизиту и возведению на пьедестал полководцев античности («Помпеи у пиратов»), но контраст между декоративной роскошью и жестокой сущностью Пойны скорее роднит Багрицкого с учеником Леконта де Лили - автором иронического стихотворения «Триумфа-тору» Эредиа. Парадное шествие сменяется сценой жестокого боя, но Багрицкий далек от любования свирепыми «военными забавами». Торжественно-бесстрастный «лик» полководца, освещенный кроваво-красным заревом заката, дан в психологически резком контрасте с отвратительной жестокостью убийства: * Ржавеет густо кровь на лезвиях мечей, * Стекает каплями со стрел, пронзивших спины, * И трупы бледные сжимают комья глины * Кривыми пальцами с огрызками ногтей. * Но молча он застыл па выжженной горе, * Как на воздвигнутом веками пьедестале, * И профиль сумрачный сияет на заре, * Как будто выбитый на огненной медали. Самостоятельность Багрицкого-художника и здесь проявилась в реалистической точности деталей, в то же время описание шествия полководца не вышло за рамки обычных псевдоисторических зарисовок символистов. Еще интереснее столкновение разных эстетических систем в балладе «Рудокоп» (1915) . Изысканность поэтического рисунка в начале стихотворения противоречит подчеркнуто «грубым», «земным» штрихам бытового плана и натуралистическому гротеску в конце стихотворения. Багрицкий не боится «грубой» действительности, он легко переходит от декадентской изысканности к бытовому гротеску, как будто в этих разрушающих эстетизм, переходах и состоит его цель. Никаких примет мировосприятия, типичного для романтиков-идеалистов, мы не встретим в картине тяжелого труда, когда «…над обрывом, у сломанной ели, в рассыпанном кварце зажегся металл», тем более не найдем их при описании города с собаками, «рычащими из ветхих конур, у гниющих ворот», с желтой тенью фонаря в луже, с шершавыми буквами на трактирной вывеске и «пьяной землей», которая утром вздымала «огромные бедра». Смешение разных поэтических принципов и стилей тормозило развитие поэта, но в предпочтении грубого натурализма ложно-романтической утонченности скрывалось здоровое начало.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Пейзажная лирика Багрицкого, Другие сочинения по русской литературе



Больше всего просматривают

  1. Сочинение про войну
  2. Смысл названия Романа отцы и дети
  3. Сочинение на тему моя любимая фотография
  4. Сочинение 4 класс
  5. Анализ стихотворения Брюсова юному поэту
  6. Сочинение на тему космос
  7. Письмо маме
  8. Сочинение на тему эссе
  9. Описание мамы
  10. Сочинение на тему телевидение
  11. Сочинение аленушка
  12. Любовь сочинение
  13. Сочинение на тему весна
  14. Что такое счастье сочинение?
  15. Образ Тараса бульбы
  16. Образ Карла 12 в поэме Полтава
  17. Образ Воланда
  18. Сочинение золотая рыбка
  19. Дом моей мечты сочинение
  20. Сочинение как степа дрова колет