А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Пошехонская жизнь писателя в повести и рассказах
Пошехонская жизнь писателя в повести и рассказах - сочинение
Правительственные преследования затрудняли печатание его произведений; бывшие друзья переменили убеждения; в семье он тоже чувствовал себя чужим; многочисленные болезни заставляли его мучительно страдать. Но до последних дней жизни Щедрин не оставляет литературного труда. За три месяца до смерти он заканчивает одно из лучших своих произведений - «Пошехонскую старину». В противовес идиллическим картинам дворянских гнезд Щедрин воскресил в своей, хронике подлинную атмосферу крепостного права, втягивавшего людей «в омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно раздавленным». Картины дикого произвола помещиков дополняются сценами возмездия, постигающего отдельных тиранов: мучительницу Анфису Порфирьевну задушили собственные дворовые, а другого злодея, помещика Грибкова, крестьяне сожгли вместе с усадьбой. До последней минуты жизни не умолкал гневный голос великого русского сатирика; сквозь цензурный гнет пробивалось к читателю его могучее слово. Яркие щедринские образы были необычайны, фантастичны, и в то же время они исключительно метко и точно отражали самую суть явлений действительности; его метафоры с такой силой врезывались в память читателя, какой не могли достичь самые точные описания. Например, совершенно фантастична по содержанию сказка «Дикий помещик».- Разве бывают помещики, бегающие на четвереньках, как дикие звери? Разве может все крестьянское население мгновенно унестись куда-то? Но эти фантастические преувеличения позволили писателю ярче представить действительную степень ограбления народа помещиками и властями. Казалось бы, совершенно неестественными событиями заполнена «История одного города», но именно в этой книге такой строгий ценитель, как И. С. Тургенев, отмечал «реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения» и добавлял, что Щедрин «знает свою страну лучше, чем кто бы то ни было». Может показаться, что «необузданная игра воображения» несовместима с реализмом, который заключается в правдивом изображении действительности. Но дело в том, что фантазии Салтыкова-Щедрина реалистичны в основе. Щедрин был великим писателем-реалистом, он был новатором, обогатившим реалистический метод. Для того чтобы глубоко познать действительность, говорил Щедрин, нужно показывать не только видимое, но и то, что за ним скрывается: не только поступки, которые человек беспрепятственно совершает, но и те, которые он несомненно совершил бы, если бы умел или смел. Салтыков-Щедрин - несравненный мастер обобщенного сатирического образа. Таков образ города Глупова - символ бессмысленной власти и всякого деспотического режима.
Щедрин обладал могучим даром комизма, он в совершенстве владел всеми его формами. Немало у него и глубоко трагических страниц, да и смех его большей частью полон горечи. Великая сила Щедрина заключается в народности его творчества. Только в народе видел писатель источник общественной и государственной силы, только в служении его интересам заключается смысл политической и общественной деятельности, в том числе и литературной. Все творчество Щедрина проникнуто чувством той «тоскующей любви» к народу, о которой писал Писаревв статье «О национальной гордости великороссов». Салтыков-Щедрин твердо и неуклонно проводил идеи революционной демократии. Он не признавал искусства бесстрастного, равнодушного к стоящим перед страной проблемам. «Восхваляемое творческое бесстрастие, которое из учтивости называют беспристрастием,- писал он,-есть вещь человечески невозможная, и человек, который равнодушными глазами может смотреть на ложь и зло, не только не заслуживает названия служителя искусства, но, в строгом смысле, не может быть назван даже человеком». Салтыков-Щедрин скончался 10 мая (28 апреля). Смерть помешала писателю завершить последний творческий замысел - цикл очерков «Забытые слова», в которых он хотел еще раз напомнить современникам идеи Чернышевского, забытые интеллигенцией 80-х годов; противопоставить революционные социалистические идеалы предательству, трусости, смирению, приспособленчеству - тому «сволочному духу», который, по словам А. П. Чехова, никто не умел так преследовать, как Салтыков-Щедрин. Меткие фразы, клички и, прозвища, которыми заклеймил сатирик врагов народа и революции, живы и по сей день. В письме Писарев писал: «Хорошо бы вообще от времени до времени вспоминать, цитировать и растолковывать в «Правде» Щедрина…» Произведения Салтыкова-Щедрина воспитывают в советских людях ненависть к любым видам эксплуатации, раболепию, трусости, лицемерию, раскрывают яркие картины прошлого и помогают лучше понять историю нашей Родины.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Пошехонская жизнь писателя в повести и рассказах, Другие сочинения по русской литературе



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. Легко ли быть молодым
  3. Сочинение на тему Россия
  4. В здоровом теле здоровый дух сочинение
  5. Мои увлечения сочинение
  6. Дубровский сочинение
  7. Что значит быть интеллигентным человеком?
  8. Сочинение Тарас бульба
  9. Сочинение про друга
  10. Сочинение о животных
  11. Анализ стихотворения Гумилева
  12. Судьба человека главный герой
  13. Сочинение на тему милосердие
  14. Моя любимая телепередача
  15. Русский язык сочинение
  16. Классный час винграновский
  17. Пастернак зимняя ночь анализ