А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Развитие сентиментализма в русской литературе - сочинение



На смену бытовавшим в литературе XVIII в. трем установленным Ломоносовым стилям — высокому, среднему и низкому — складывается теперь единый, сравнительно легкий стиль, хотя и несколько манерный, изысканный. Литературные произведения расценивались карамзинистами прежде всего со стороны «приятности и чистоты слога». Карамзин дал русскому литературному языку новое направление, подготовив в определенной мере литературный язык Пушкина. И все же реформа Карамзина не отличалась демократичностью; слог его исключал широкое использование простонародной речи и определялся в основном разговорной практикой и вкусами дворянских салонов. Карамзин не сумел понять, что источником обновления и развития литературного языка является в первую очередь живая, вечно творящая себя народная речь.

Дворянскую ограниченность и барский чувствительный эстетизм позиций Карамзина в области литературного языка хорошо иллюстрирует его письмо к И. И. Дмитриеву от 22 июня 1793 г. по поводу одного из стихотворений Дмитриева.

«Пичужечки не переменяй — ради бога не переменяй! — писал Карамзин своему другу. — Имя пичужечка для меня отменно приятно потому, что я слыхал его в чистом иоле от добрых поселян (Карамзин избегал слова крестьян). Оно возбуждает в душе нашей две любезные идеи: о свободе и сельской простоте. К тону басни твоей нельзя прибрать лучшего слова. Птичка почти всегда напоминает клетку, следственно неволю. Пернатая есть нечто весьма неопределенное; слыша это слово, ты еще не знаешь, о чем говорится: о страусе или колибри.

То, что не сообщает нам дурной идеи, не есть низко. Один мужик говорит пичужечка и парень; первое приятно, второе отвратительно. При первом слове воображаю красный летний день, зеленое дерево на цветущем лугу, птичье гнездо, порхающую малиновку или пеночку и покойного селянина, который с тихим удовольствием смотрит на природу и говорит: «вот гнездо! вот пичужечка!» При втором слове является моим мыслям дебелый мужик, который чешется неблагопристойным образом или утирает рукавом мокрые усы свои, говоря: ай парень! что за квас! Надобно признаться, что тут нет ничего интересного для души нашей! Итак, любезный мой, и нельзя ли вместо пария употребить другое слово?»


 
Несмотря на умеренность нововведений, против языковой позиции Карамзина и его последователей повели ожесточенную борьбу защитники классицизма, литературные староверы, стремившиеся к сохранению старой языковой культуры, основанной на господстве церковнославянского языка. Группу литературных староверов возглавил адмирал А. С. Шишков. В 1803 г. в печати появилась его работа «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка». Шишков выступил в ней как защитник «русского направления» в области языка. Под этим флагом он защищал языковую архаику, протестовал против новых слов и оборотов, видя в них одно подражание иностранному. Карамзинисты отвечали Шишкову, высмеивая его, как защитника «словенщизны». Полемика о русском слоге продолжалась и после войны 1812г., во времена молодого Пушкина. Сложившееся еще в XVIII в. сатирическое направление продолжает успешно развиваться и в литературе начала XIX столетия в таких жанрах, как басня, комедия, нравоучительно-сатирическая проза. Крупнейшим представителем сатирического направления был И. А. Крылов, еще в конце XVIII в. явившийся блестящим преемником новиковской сатиры. В начале нового века он выступает и в роли талантливого продолжателя драматургии Фонвизина (комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам»). Затем появляются многочисленные басни Крылова, в которых автор обличает крепостнические правы, социальное неравенство, паразитизм дворянства, дворянский космополитизм, судебные порядки своего времени, цензурный произвол и т. п. Нравственно-философское содержание крыловских басен, их нравоучительный смысл воплощают в себе мудрость народную. Басни Крылова привлекают общее внимание своей сатирической направленностью, правдивостью и широким использованием народного просторечия. Их громадный успех свидетельствовал о необходимости сближения русской литературы с реальной действительностью. Пушкин впоследствии оценил Крылова как выразителя духа русского народа. После Отечественной войны 1812 г. «вся Россия вошла в новую фазу» — замечает Герцен. Входит в новую фазу и русская литература. Возникает романтизм. Его родоначальником в русской поэзии явился В. А. Жуковский. Он был воспринят как один из талантливых учеников Карамзина и западных сентименталистов. Первые его элегии были написаны в духе романтической чувствительности. Оригинальность Жуковского как поэта сказалась именно в преобладании романтического начала. Богатство и новизна поэтического воображения Жуковского поразили его современников, уже знакомых с романтическим направлением по произведениям Шатобриана и немецких романтиков.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Развитие сентиментализма в русской литературе. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Развитие сентиментализма в русской литературе
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Развитие сентиментализма в русской литературе, Другие сочинения по русской литературе