А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
"Борис Годунов" Мусоргского - сочинение


В пушкинской трагедии "Борис Годунов" Мусоргского привлекала возможность показать в опере пробуждение силы народа, которая выливается в открытое недовольство, а под конец — в стихийное восстание. Основная идея оперы Мусоргского, как и пьесы Пушкина, — это конфликт между преступным царем Борисом и народом, приводящий к восстанию. Трагедия усугубляется внутренней душевной драмой Бориса, царяубийцы, муками его совести. Внимание композитора было сосредоточено на раскрытии основного замысла: столкновения царя и народа. Народ в опере Мусоргского — главное действующее лицо.

Пролог. Первая картина. Во дворе Новодевичьего монастыря толпится народ, согнанный по приказу бояр просить Бориса Годунова принять "престол и шапку Мономаха" — стать царем. Небольшое оркестровое вступление рисует образ угнетенного народа. Скорбная тема вступления близка русским народным протяжным песням:

Она проходит несколько раз, обрастает сопровождающими голосами, звучит все более мощно и динамично.
Важную роль в музыке пролога играет тема насилия — "топчущийся" мотив, как бы постукивание дубинки. "Живо! На колени!" — кричит пристав. Народ с плачем горестно причитает: "На кого ты нас покидаешь, отец наш!" Интонационно музыка этого хора близка теме вступления:

В этом плаче встает образ самого народа — угнетенного и голодного. К избранию нового царя крестьяне и посадские люди равнодушны. Отдельные реплики говорят о невнимании к происходящему: "Митюх, а Митюх, чево орем?"

Композитор выделяет отдельные голоса хора, реплики Митюхи, некоторых женщин. Вся сцена правдиво передает истинное отношение народа к происходящему. Так, например, пристав заставляет народ "глоток не жалеть". Ответ групп хора раскрывает общее настроение народа: 'Только поотдохнем, заорем мы снова", "И вздохнуть не даст, проклятый".

Своеобразный прием расчленения хора на отдельные группы с выделением их реплик употребил Мусоргский первым из Появляющиеся на сцене калики перехожие агитируют народ за избрание Бориса Годунова: под властью нового царя придет конец смуте и безначалию на Руси. Калики удаляются.

Вторая картина. Площадь в Московском Кремле. Могучий звон колоколов сопровождает венчание Бориса на царство. Народ на коленях ждет выхода нового царя. При появлении Бориса Годунова народ — по приказу боярина Шуйского — славит его:

Пимен погружен в свой труд. Многие уже годы ведет он летопись всех исторических событий прошлого и настоящего. Монолог Пимена открывает действие. Величавая и сосредоточенная музыка рисует образ мудрого старца. Короткое вступление как бы передает спокойное и равномерное движение пишущей руки:

В своем монологе Пимен говорит о долге историкалетописца, стремящегося передать всю правду потомкам. Музыкальная характеристика Пимена (лейтмотив) еще будет встречаться в опере:

В этой же картине впервые появляется молодой послушник Григорий. В тревожном рассказе о вещем сне живо обрисован его облик. Юноша честолюбив, он мечтает о мирской жизни, полной превратностей и волнений, о славе. Рассказ Пимена о маленьком царевиче Димитрии, убитом в Угличском монастыре, упоминание о том, что он был бы ровесником Григория, глубоко волнует Григория. В голове родится дерзкий план: бежать из монастыря и выдать себя за убитого царевича. Тема царевича Димитрия в несколько расширенном виде становится впоследствии темой Самозванца.
А. С. Пирогов в роли Бориса Годунова

Вторая картина. Корчма на литовской границе. Сюда вместе с беглыми монахами Варлаамом и Мисаилом добрался Григорий. Образ бродячего монаха Варлаама — один из самых ярких в опере. Песня Варлаама "Как во городе было во Казани" (на народные слова) рассказывает не только об истории осады и взятия Иваном Грозным Казани с помощью подкопа и порохового взрыва. Она служит и характеристикой самого Варлаама, удалого и бесшабашного, которому некуда девать свою могучую силу и он расходует ее на хмельное веселье и бродяжничество:

По форме песня представляет собой симфонические вариации на неизменную тему народного склада. В зависимости от содержания текста мелодия звучит то лихо и задорно, то порой более спокойно и медленно ("Задымилася свечка воску ярого"), а подчас и драматично. Каждая вариация имеет свою фактуру изложения, своеобразную оркестровку.

Тем временем Григорий расспрашивает хозяйку корчмы о дороге, ведущей к границе. Внезапно появляются приставы, разыскивающие беглого монаха Гришку Отрепьева. Пользуясь неграмотностью стражников, Григорий, читая вслух приказ, называет вместо своих приметы Варлаама. Однако монах разоблачает его хитрость. Спасаясь, Григорий выскакивает в окно и убегает. Вся эта сцена — замечательный образец меткого и выразительного речитатива Мусоргского, основанного на живых и характерных интонациях народной речи.

Второе действие. Царский терем в Кремлевском дворце. Ксения, дочь Бориса Годунова, неустанно горюет о погибшем женихе, оплакивая его. Ее горестными причитаниями открывается действие. Напрасно мамка (няня) пытается отвлечь ее и поет шутливую песенку про комара. Затем песня переходит в веселую игру в хлест. В ней принимает участие Федор, сын Бориса Годунова. Появляется Борис. Он заботливо расспрашивает сына о его занятиях науками, печалится о Ксении.

В этой картине образ Бориса раскрывается еще полнее и многограннее, во всей его сложности и противоречивости. Ведь Борис не только преступный царь, который ценой убийства рабенка пришел к власти. Он умный и дальновидный правитель и, кроме того, любящий отец, внимательный к своим детям. В сцене с детьми показаны эти черты его характера — нежность к дочери и забота о сыне, его будущем ("Что, Ксения...", "А ты, мой сын, чем занят?").

Постепенно в сознании Бориса возникает мысль о неотвратимости кары за совершенное преступление. Широкая напевность арии сменяется взволнованной декламацией. Безумные кошмары встают перед Борисом:

В оркестре звучит лейтмотив кошмара Бориса.


 
Входит лукавый царедворец Шуйский, представитель враждебной боярской оппозиции. Он сообщает Борису о появлении самозванца, нарекшего себя именем покойного царевича Димитрия. Потрясенный Борис требует от Шуйского подробного рассказа о том, как был убит много лет назад царевич. После ухода Шуйского кошмарные видения Бориса возобновляются с новой силой. Третье действие. Первая картина. В комнате Марины Мнишек, дочери Сандомирского воеводы, девушки славят красоту вельможной панны. Тщеславная Марина мечтает о власти, о царском престоле в Москве. Она понимает, какое значение может иметь любовь к ней дерзкого юноши, назвавшего себя именем царевича Димитрия. Музыка этой сцены в ритме мазурки ярко контрастирует предыдущим картинам с характерным для них преобладанием песенного звучания. В завоевании московского престола заинтересован также иезуит Рангони. В политических интересах он хочет использовать любовь Самозванца к Марине. Вкрадчивыми уговорами и прямыми угрозами он принуждает Марину использовать свое влияние на Димитрия. Вторая картина. Замок Мнишек в Сандомире. Лунная ночь у фонтана. Влюбленный Самозванец ожидает в саду Марину. Рангони сообщает ему, что Марина придет в сад и что она его любит. Под звуки оркестра из дома выходят гости, танцуя полонез. За ними в сад спускается Марина. Самозванец признается ей в любви. Гордая Марина отвергает любовь "дерзкого бродяги" и обещает ответить на его чувства лишь после того, как он станет царем на Руси. Сцена любовного дуэта у фонтана поэтична и выразительна. Четвертое действие. Первая картина. Площадь перед собором Василия Блаженного. Толпа обнищавшего и голодного народа бродит перед собором. Митюха рассказывает о том, как проклинали в соборе Гришку Отрепьева. А между тем он подходит с войсками уж под Кромы и громит полки Годунова. В сцене явственно чувствуется нарастающее недовольство народа. Главное действующее лицо этой сцены — Юродивый. Обездоленный человек глубоко страдает, предчувствуя несчастья родной земли. Его музыкальная характеристика основана на интонациях народных причитаний и плачей. Юродивый поет заунывную песенку "Месяц едет, котенок плачет", штопая свой лапоть и слегка раскачиваясь: Распевая насмешливую песенку, Юродивого окружают мальчишки. Обманом отнимают у него копеечку. Юродивый жалобно плачет. Из собора показывается царское шествие. Народ просит хлеба. Начинается этот хор совсем тихо, с просьбой о милостыне — дать хлеба "Христа ради", затем вырастает в трагический и ужасный вопль, в котором вся неизбывная мука голодного люда: Царь Борис спрашивает, о чем плачет Юродивый. Тот рассказывает, как у него мальчишки отняли копеечку, и просит: "Велика их зарезать, как ты зарезал маленького царевича". Этими словами Юродивый высказывает Борису истинное мнение народа о нем как о цареубийце. И молиться за Бориса блаженный отказывается, ибо "нельзя молиться за царя Ирода". Вторая картина. Грановитая палата в Московском Кремле. На заседании боярской думы бежавшего монаха Гришку Отрепьева приговаривают к смертной казни. Шуйский осторожно рассказывает боярам о тяжелом состоянии царя Бориса. Появляется Борис. Он в бреду, его преследуют кошмары. Очнувшись, он принимает участие в заседании. Следует рассказ летописца Пимена о великом чуде, будто бы происшедшем на могилке царевича Димитрия. Борис болезненно потрясен. Падая на руки бояр, он зовет царевича Федора, благословляет его на царство и в муках умирает. Третья картина. Лесная прогалина под Кромами. Восставший народ приводит связанного боярина Хрущова и поет ему, издеваясь, величальную песню "Не сокол летит по поднебесью". Мусоргский использовал русскую народную песню 'То не ястреб совыкался с перепелочкой", изменив лишь текст: здесь народ насмехается над боярином, мстя за все унижения. Слышны голоса бродячих монахов Варлаама и Мисаила, провозглашающих смерть Борису. Кульминация картины — могучий хор восставшего народа "Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая", построенный на интонациях удалых молодецких песен. В нем народ встает во всей своей богатырской силе и мощи. Музыка хора проникнута стихийным порывом. Разновременные вступления голосов (в имитационной манере) еще более активизируют звучание. Ярким контрастом звучит средняя часть хора "Ой ты, сила, силушка", основанная на задорной мелодии народной хороводной песни "Заиграй, моя волынка". Далее возвращается основная тема. Динамика хора постепенно нарастает, убыстряется темп. Кажется, что эта могучая сила все сметет на своем пути. Под звуки военных фанфар на коне появляется Самозванец со свитой и войском. Народ присоединяется к нему. Плачем Юродивого, предсказывающего горе русской земле и народу, заканчивается опера: Лейтесь, лейтесь, слезы горькие, Плачь, плачь, душа православная! Скоро враг придет и настанет тьма, Темень темная, непроглядная. Горе, горе Руси! Плачь, плачь, русский люд, голодный люд!.. "Борис Годунов" — великое произведение русской музыки. Создание этой народной музыкальной драмы, глубоко раскрывающей жизнь русского народа, его исторические судьбы, явилось важным этапом в развитии музыкального театра. Опера поражает не только чуткостью проникновения в обстановку далекой исторической эпохи конца XVI — начала XVII века, но и осознанием великой исторической миссии народных масс.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме "Борис Годунов" Мусоргского. Поищите еще с сайта похожие.

Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему "Борис Годунов" Мусоргского, Другие сочинения по современной литературе