А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Антифашистский характер произведений норвежских писателей - сочинение

Антифашистский характер носила историческая тетралогия из жизни рудокопов «Ночной хлеб» (1940—1959). Написанная в4 годы гитлеровской оккупации Норвегии эпопея Фалкбергета, возвращающая к событиям XVII века, уже по-новому ответила на вопрос о роли коллектива: только борющийся народ способен противостоять социальному злу. Символом норвежского народа и героического национального Сопротивления предстает героиня романа Ан-Магритт, возчица руды, чьи чувства и помыслы устремлены в будущее.
Формирование социалистического направления в, норвежской литературе было особенно заметно в поэзии. Поэт Рудольф Нильсен (1901—1929) по праву считается одним из наиболее талантливых представителей норвежской революционной лирики. Уже в стихотворении «Привет и поклон нашему товарищу в Красной Армии, русскому солдату» (1917) видно, как юный гимназист был увлечен социалистической революцией в России, верил, что волна революции Есколыхнет не только Норвегию, но и всю Европу. Литературную деятельность Р. Нильсен начал еще в студенческую пору.

Будучи сотрудником коммунистической прессы, он пишет по вопросам культуры и политики, много читает, знакомится с произведениями Ленина. Как член норвежского Коммунистического союза молодежи он ведет активную организационную и массовую работу, распространяет нелегальную литературу.

В 1925 году выходит первый сборник стихов Нильсена «На каменистой почве». Поэт вводит в поэзию героев-пролетариев, обитателей лачуг. В стихах сборника возникают и темы родной природы, звучит мотив любимой родины. Но пытаясь нарисовать картину развития человечества («Песнь о земле») или осмыслить назначение человека («Пепельница»), поэт приходит к пессимистическому выводу о бренности существующего.


Литература норвежского Сопротивления, продолжавшая традиции Нильсена и довоенного творчества Н. Грига, отражала чувства и мысли народа, сил общества, объединившихся в ненависти к немецкому нацизму и квислинговцам, в неукротимом желании освободить родину. Наиболее последовательные силы Сопротивления, руководимые компартией, вели активную, главным образом нелегальную деятельность. В газете «Фрихетен» и других подпольных изданиях публиковались многие произведения национальной и иностранной антифашистской литературы. Все крупные норвежские писатели (за исключением Гамсуна) заняли антифашистские позиции. Одни продолжали свою деятельность внутри,, страны, другие в разное время были вынуждены покинуть родину.
В годы суровых испытаний некоторые из них обращаются к темам из национальной истории, стремятся в прошлом найти вдохновляющие примеры борьбы с социальным злом и иноземным насилием.

В норвежской поэзии Сопротивления появляется интернациональная тема, связанная прежде всего с осознанием исторической роли Советского Союза. Надежды были не напрасны: вступление Русской Армии осенью 1944 года в Северную Норвегию освободило эту часть страны. В мае 1945 года фашистские войска в Норвегии капитулировали.

С окончанием второй мировой войны картина развития норвежской литературы существенно изменится. Однако тема героического Сопротивления еще долго будет вдохновлять передовых писателей. Как к живительному источнику современные норвежские поэты обращаются к замечательному примеру Нурдала Грига.

Юхан Нурдал Брюн Григ (1902—1943) родился в Бергене, в семье школьного учителя. Жизнь большого портового города, связанного с культурой Европы, а затем морское плавание юнгой в Австралию (1920) и путешествие пешком «от Гамбурга до Рима» (1922), несомненно, оказали огромное влияние на юношу.

Стихотворный сборник «Вокруг мыса Доброй Надежды» (1922) и повесть «Корабль идет дальше» (1924) были овеяны не только романтикой морской стихии и юношеских стремлений. В них автор показал будни трудовой жизни моряков. Его лирический герой — юнга, «оставив родные края», принимает «морское крещение» где-то у мыса Бурь, видит «неистовый в гневе» шторм.

Путешествия — по Европе (1926) и в Китай (1927) — вызывают к жизни новые произведения Грига—«Греческие письма», публиковавшиеся в периодической прессе, и «Китайские дневники» (1927). В «Китайских дневниках» Григ рассказывает о своей встрече со старым большевиком М. М. Бородиным, с которым он обсуждал замысел пьесы на евангельский сюжет. Концепция символической драмы «Варавва» (1927) многим обязана именно Бородину, который настоятельно советовал молодому драматургу в центре поставить не Христа, а «разбойника», идею борьбы за национальное и социальное освобождение. В пьесе Грига теме страдания и долготерпения противопоставлен призыв Вараввы к восстанию против поработителей.





 
И снова Григ возвращается к теме родины. В стихах сборника «Норвегия "в наших сердцах» (1929) он поднимается на новую ступень поэтического мастерства. С любовью поэт говорит о Норвегии—«крае любимом». Несмотря на неоднородность сборника, объединявшего стихи о природе, бытовую и политическую лирику, все произведения пронизаны гражданской идеей, стремлением показать человека в общественной жизни и труде. Именно в стихах этого цикла Григ в наибольшей степени близок традициям национальной поэзии — от Ибсена до Рудольфа Нильсена. Первый период творчества Грига завершается выходом в свет в- 1932 году книги философско-эстетического характера «Погибшие молодыми» и драмы «Атлантический океан». Реалистическая драма «Атлантический океан» — первое значительное произведение писателя в жанре драматургии. Сила обобщений и типичность образов делали эту пьесу чрезвычайно актуальной. Конфликт строится на столкновении двух начал — холодного расчета предпринимателей, мечтающих получить большие барыши при осуществлении трансатлантического перелета, и жажды свершения героического подвига авиатором, согласившимся лететь через океан и погибающим. Двухлетнее пребывание в Советском Союзе (1932—1934) оказало на Грига большое влияние. В статье «Новый путь мира» (1934) он рассказывает о волнующей эпопее челюскинцев как символе социалистической действительности, подчеркивает единство советского народа и героев, совершающих свои подвиги во имя родины, Со времени пребывания в. Советском Союзе, на новом этапе творческого пути, Григ неизменно оценивает события современной действительности с позиций социализма. Интересы рабочего класса, революционные возможности народных масс определяют его социально-эстетические принципы как писателя-борца, укрепляют в творчестве ростки социалистического реализма. В этом отношении для него большое значение имел опыт русской литературы и театра. С начала 1936 года Григ издает журнал «Вейен Фрем» ("«Путь вперед»), взяв для его названия слова Фритьофа Нансена о том, что «есть только один путь, это — путь вперед». Трудно переоценить значение этого журнала — проводника передовой культуры. Уже в первом номере журнала Григ писал о том, что «есть только один путь борьбы против войны и того общества, которое ведет к фашизму и войне», что интеллигенция «должна искать солидарности с тем, кто в силу своего положения увидел правильный путь и сделал выбор — с рабочим классом». Большое значение имела публицистическая деятельность писателя в годы борьбы Испанской республики против фашизма. В дневнике «Испанское лето» (1937). писатель, лично участвующий в героической борьбе испанского народа, запечатлел самоотверженность бойцов Интернациональной бригады, показал передовых деятелей мировой культуры, принимавших участие в Международном конгрессе в 1937 году в Валенсии и Мадриде. Художественное творчество Грига 30-х годов тесно связано с его общественно-публицистической деятельностью. В этот период наиболее полно развертывается его талант драматурга. Пьеса «Наша честь и наше могущество» (1935) знаменовала новую ступень его развития. Автор сосредоточивает внимание не на отдельных неприглядных сторонах капиталистической действительности, а направляет обвинение против всего буржуазного строя. Принцип контраста лежит и в основе сценарной композиции пьесы, в которой острота впечатления достигается как внешними картинами, световыми и звуковыми эффектами, так и психологическими характеристиками героев, ярким философским диалогом. Только народ, по мысли художника, имеет право на национальный флаг. В первую мировую войну норвежские матросы и рабочие были мужественны и обладали чувством товарищества, но все же были вынуждены погибать во имя интересов предпринимателей. В эпилоге, время действия которого приурочено к 1935 году, Нур-дал Григ рисует рост политического сознания людей нового поколения, когда рабочие начинают всеобщую забастовку. Драма «Но завтра...» (1936) также посвящена событиям современной действительности. В ней Григ показал подчинение норвежской промышленности иностранному диктату и перевод ее на военные рельсы. В этой пьесе писатель выступил с разоблачением не только фашизма, но и мещанского безволия, пацифизма и пессимизма. Символически в конце драмы звучит фраза о том, что завтра может произойти революционный взрыв. Вершина драматургии Грига — историческая пьеса «Поражение» (1937). Описывая исторические события 1871 года, связанные с исходом Парижской Коммуны, автор, однако, был далек от того, чтобы ограничиться собственно исторической хронологией событий. Картины борьбы коммунаров воспринимаются чрезвычайно живо и актуально в условиях борьбы испанского народа. Григ только теперь сумел поставить в центре событий людей труда и революционного действия. Подлинным героем истории, по мысли автора, является борющийся народ. Драму о поражении . Парижской Коммуны пронизывает вера в торжество грядущей революции, в. победу разума и свободы. Слова коммунаров о вере в победу даны как клятва и призывное обращение к потомкам, как символ вечно животворящего начала, подобного величественной Девятой симфонии Бетховена, победно звучащей в финале событий. «Мир еще должен стать молодым» (1938)—это тот «роман о Советском Союзе», замыслы которого давно жили в сознании Грига. И несмотря на то, что события романа помимо Советского Союза развертываются и в других странах, что, несомненно, отразило личный "опыт писателя, все же мотив «нового мира» играет здесь решающую роль. Сборник «Надежда».(1946), включавший стихи Грига конца 20— 30-х годов, но выпущенный уже после его смерти, отражал его эволюцию в преддверии событий второй мировой войны. В противовес буржуазным мыслителям и литераторам, твердившим о невозможности социального прогресса в области культуры, поэт вселяет в сознание своих читателей надежду на победу народа, борющегося за свободу и справедливость, а значит, и за обновление культуры. Григ напоминает о важнейших моментах национально-освободительной борьбы, о правде партии, ведущей эту борьбу «с открытою душою за новый, лучший мир». Оптимизмом пронизано и стихотворение «Последняя воля Пушкина», написанное Григом к столетней годовщине со дня гибели великого русского поэта. Тема надежды решается здесь в плане историческом, как повесть о поэте свободы, друге декабристов, призывавшем к народному восстанию, и одновременно поэте современном.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Антифашистский характер произведений норвежских писателей. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по современной литературе > Антифашистский характер произведений норвежских писателей
Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему Антифашистский характер произведений норвежских писателей, Другие сочинения по современной литературе