А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Творчество писателей Скандинавии - сочинение


Творчество писателей старшего поколения — Генрика Понтоппидана (1857—1943), Карин Михаэлис (1872—1950) и других —было связано еще с «традиционными» формами (преимущественно в жанре романа). Отмеченный в 1917 году Нобелевской премией, Понтоп-пидан на позднем этапе своей деятельности (особенно в 30-е годы) продолжал оставаться врагом рутины, политической реакции. Об этом свидетельствовали, в частности, его (совместные с М. Андер-сеном-Нексе) антифашистские выступления. Крупные художественные произведения писателя (ромаа. «Блаженство человека», 1927; четырехтомный цикл «Воспоминания», 1933—1940) свидетельствовали о преодолении пессимизма, о развитии реализма, характерного для его раннего творчества.
Проблемы женской эмансипации, семьи и воспитания продолжала разрабатывать К. Михаэлис.

Старейшина датской литературы Андерсен-Нексе (1869—1954), Отто Гельстед (1888—1968), Ханс Кирк (1898—1962), Ханс Шер-фиг (1905—1979) и другие внесли неоценимый вклад в национальную литературу, а некоторые из- них и в литературу мировую.
Отто Гельстед с начала общественной и литературной деятельности представитель той части интеллигенции, которая связала свою судьбу с коммунистическими идеалами. Пережив в юности увлечение философией и эстетикой левого экспрессионизма (трактат «Экспрессионизм», 1919), Гельстед уже в ранней лирике (сборники «Вечные вещи», 1920; «Монолог»; 1922 и др.) стремился обрести конкретность поэтической мысли и образа, найти философскую связь явлений. 30-е годы — новый этап в творчестве Гельстеда-поэта и теоретика искусства. Отныне он провозглашает себя «глашатаем активного гуманизма, имеющего свою основу в- пролетариате». В сборниках «К свету» (1931), «В бурю» (1934), «Избранное» (1938) поэт все чаще переплетает лирику пейзажную и любовную с призывным маршем, политической сатирой и памфлетом.

Особенно едки его характеристики Гитлера, Франко. Поэт рисует привлекательные образы борцов республиканской Испании, участников датского Сопротивления, слагает кантату в честь Коммунистической партии Дании. Изменяются у него и картины природы — от лирического пейзажа Гельстед переходит к обобщающей теме родины. В эмиграции в Швеции Гельстед создает «Эмигрантские стихи» (1945), с-вязанные с Движением Сопротивления в Дании. По мысли поэта, в разные эпохи люди переживали страх и -отчаяние, но всегда появлялся луч надежды и побеждала свобода.
Ханс Кирк еще в 1927 году в теоретических статьях «Литература и тенденция» и «О пролетарском искусстве» основывался на марксистских принципах эстетики, подчеркивал необходимость тесной связи искусства с жизнью, поощрения в нем молодых сил, живущих
нуждами и чаяниями народа. Особый интерес представляет попытка Кирка создать историческое повествование, героем которого был бы народ, человек труда — подлинный творец истории.

Романами «о коллективе» были «Поденщики» (1936) и «Новые времена» (1938), в которых, по определению X. Шерфига, люди и события даются «в исторической перспективе». Здесь писатель обращается к важному в датских условиях вопросу о судьбах крестьянства. Кирк отнюдь не идеализирует крестьян, показывает глубоко укоренившуюся в их - среде консервативность, приверженность религии.

В 1941 году Кирк был арестован. Даже в условиях заключения он продолжал литературную работу. Но все его произведения, в том числе исторический роман «Раб», были уничтожены. Роман-аллегорию о гибели корабля в Атлантике Кирк написал заново (издан в 1948 году). Норвежский перевод его сопровождался замечанием о том; что произведение Кирка «задумано как ответ на вопрос об отношении к нацизму и в то же время к империализму вообще и силам войны». В эпилоге автор с воодушевлением говорит о герое, человеке мужественном, благодаря самоотверженности которого «будет воздвигнут новый мир, когда старый пойдет ко дну, как этот корабль».

Одним из видных писателей современной Дании, несомненно, является Ханс Шерфиг, художник и публицист острого сатирического дарования. Литературную деятельность Ханс Шерфиг начал в 30-х годах как журналист коммунистической газеты «Арбейдербладет». Накануне второй мировой войны писатель выступает со своими первыми художественными произведениями — сатирическими романами «Мертвый человек» (1937), «Пропавший чиновник» (1938) и «Загубленная весна» (1940). В 1941 году вместе с другими деятелями передовой национальной культуры он был заключен в тюрьму. После выхода из заключения он создает роман «Идеалисты» (1943, опубликован лишь после освобождения Дании — в 1945 году)., В сатирических романах Шерфиг добивается эффекта с помощью средств заострения и гротеска, особенно важных при саморазоблачении уродливых форм мещанского быта и идеологии. Особый интерес представляет использование приемов детективного романа, позволяющих раскрыть будничность мещанского существования. Расцвет творчества писателя падает на послевоенные годы.

Признанным вождем национальной прогрессивной литературы, активным борцом за придципы социалистического реализма был Мартин Андерсен-Нексе.

По окончании романа «Пелле-Завоеватель», в годы, предшествовавшие первой мировой войне, Нексе совершает путешествие по Германии, Чехословакии, Австрии и северной Италии. Уже тогда писатель ощутил накаленность политической обстановки в Европе, выступал с антимилитаристскими докладами среди рабочих. И все же война вызвала у него чувство растерянности. Он оставался тогда одиночкой, еще не связанным с ленинским ядром международного рабочего движения. Важным при этом было, однако, то, что писатель



 
182 порицал империалистическую войну, разоблачал политику оппортунизма. Около ста докладов прочел Нексе в Дании в годы войны, касаясь в них не только мировых социальных проблем, но и положения в родной стране, характера ее нейтралитета, состояния датской социал-демократической партии. Как деятелю искусства ему приходилось с горечью писать о гибельном влиянии войны на культуру. В статье «Свободные народные театры в Берлине» (1914) Нексе резко осудил упадок в искусстве, натурализм, писал о путях развития реалистического театра. Тогда же им создавалась политическая трехактная драма «Люди Дангора» (1915). Дангор — это символ Дании, отгородившейся от европейских событий. Но лозунг нейтралитета оказывался ширмой для датских предпринимателей, наживавшихся на военных поставках. С первых же лет Великого Октября Нексе с горячей любовью и бесконечным энтузиазмом приветствует победивший русский пролетариат, выражает уверенность в том, что победа социализма — явление исторической необходимости, говорит об интернациональной пролетарской солидарности, слагает гимн великой революции. Теперь, в обстановке резкого размежевания сил, в условиях формирования Коммунистической партии Дании,- одним из организаторов которой он стал, писатель ведет активную общественную деятельность, занят осуществлением больших творческих планов. «Борющемуся русскому народу» Нексе посвятил новеллистический сборник «Пассажиры незанятых мест» (1921). Новые рассказы, включенные в сборник, свидетельствовали о публицистичности творчества писателя в эти годы. В рассказах военного времени («Вороны», «Волк и овцы», «Пассажиры незанятых мест», «Сын божий и любимец сатаны», «Бог пустого церемониала» и др.) ощущалось влияние идей социализма. В предисловии к русскому изданию сборника автор указывал на то, что отныне и свои творческие задачи он будет рассматривать «в свете России настоящего дня». Если в прологе Нексе констатировал, что особенностью «железного века» капитализма было появление на свет трудящихся с цепями на ногах, то в заключительном расеказе он говорил уже о прозрении народа, о его борьбе против цепей рабства. В некоторых новеллах сказывалась манера сатирического обличения, напоминающая, например, памфлеты Горького о «городе Желтого Дьявола» и «жрецах морали». 11рием гиперболической характеристики помогает ощутимо представить враждебность капитализма людям труда. На переломе творческого пути Нексе был создан роман «Дитте — дитя человеческое» (1917—1921), составивший вторую часть эпопеи, из истории датского рабочего движения. Подобно «Пелле», он печатался в периодической рабочей прессе как «роман с продолжением» и имел огромный успех не только на родине писателя, но и за рубежом. История Дитте — женщины из народа, которую автор с полным правом назвал «дитя человеческое», предстает как художествен- мое обобщение сложного и трудного жизненного пути типичной представительницы порабощенного пролетариата. Близки к ней ха- рактеры ее бабушки и дедушки, отчима Ларса Петера, юного Карла и, конечно, писателя Мортена. Этот роман, пожалуй, самое лирическое произведение Мартина Андерсена-Нексе. Поэтическая история жизни героини — не только художественная рамка, но и сама реальная жизнь простого человека, данная в глубоких философских обобщениях. Нексе не приукрашивает историю, он показывает, как глубок был общественный кризис, и вместе с тем отражает постепенную подготовку сил для борьбы, внутренние «глубинные» течения, которые проходят в сознании народа. Одной из тысяч «предпролетариев» была и Дитте с ее самоотверженным трудом-подвигом, ее неиссякаемой любовью к униженным и оскорбленным. Роман народен именно осознанием величайшей силы, заложенной в народе, пониманием законов общественного развития. Аллегории и гиперболизация помогают читателю уяснить наиболее важные стороны исторического процесса. Таковы, например, повествование о назначении настоящего Человека, использование народной легенды о, звездных мирах, яркие описания картин природы. Часто писатель пользуется приемом полемики, вводит публицистический, документальный материал, комментарий. Образец памфлета — в характеристике жестокого трактирщика, прозванного Сатаной. Рассказанная в романе легенда о многовековой борьбе нескольких поколений Маннов за землю фактически ставит жгучий в датских условиях вопрос о земле. Новое художественное осмысление фольклора и современных фактов жизни народа сказалось и в стиле романа, в языке. Нексе широко использует в романе народные поговорки, яркую образную речь крестьян и рабочих, их предпочтение говорить о себе в третьем лице. Большую роль играют и вставки внесюжетного характера: повесть о жизни легендарного Пера-Голяка, детская сказка .о доброй и трудолюбивой фее, народные песни (марш социалистов, лирическая песня пряхи и др.). В 1922 году Нексе осуществил, наконец, свою заветную мечту — совершил поездку в Советскую Россию. Он едет в Мурманск и Карелию, а затем уже в Петроград и Москву, Самару и другие города страны революции. Результатом этого путешествия, длившегося четыре месяца, явились его замечательные очерки о России. В книге «Навстречу молодому дню» (1923) пролетарский писатель рассказал о разрухе, о трудностях восстановления народного хозяйства. Вместе с тем суждения автора дышат уверенностью в правоте и победе дела социализма. Книгу о Стране Советов Нексе выдерживает в излюбленном жанре путевых очерков, наподобие своих ранних книг об Испании и Италии. Он подробно описывает место действия, выясняет общественные и личные отношения людей. И все же ценность новой книги писателя заключалась не только в содержащихся в ней этнографических и бытовых зарисовках, но и в ее идейном пафосе. Активная общественно-литературная деятельность Нексе развертывается со времени жизни его в Германии (1923—1930) и особенно в 30-е годы. В Германии_и в Чехословакии, Австрии, Швейцарии, а затем и на родине писатель прочитал множество докладов по раз* личным вопросам международной жизни, культуры и искусства.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Творчество писателей Скандинавии. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по зарубежной литературе > Творчество писателей Скандинавии
Другие сочинения по зарубежной литературе

Другие сочинения по зарубежной литературе


Сочинение на тему Творчество писателей Скандинавии, Другие сочинения по зарубежной литературе