Художественное своеобразие и историко-философская
проблематика "Песни про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова"
Поэма 1837 "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова" в контексте всего
творчества поэта воспринимается как своеобразный итог работы
Лермонтова над русским фольклором.
Интерес к фольклору характерен для 30-х годов прошлого века.
глубокий кризис переживала страна Находясь "на перепутье",
которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское
общество пыталось найти выход, опираясь на "внутренние
ресурсы". Дворянская и народная культуры в России были
разделены глубокой пропастью: у нас не было того среднего
класса, буржуазии, который в Европе "соединял" аристократию и
простонародье, обеспечивал взаимопроникновение культурных
традиций и этических принципов. В 30-о годы такую роль
посредника" взяла на себя литература.
Давайте вспомним, каким обостренным интересом к народу, его
жизни и творчеству ознаменовался несчастный холерный 1830 год!
Пушкин обратился к сказкам; появился Гоголь, написавший "Вечера
на хуторе близ Диканьки", которыми зачитывалась вся Россия;
появляются "собиратели народных сказаний"...
В 30-ых годах XIX века разгораются ожесточенные философские
споры о судьбах России. Обобщенно можно выделить два основных
направления споров: западники и славянофилы. Западники видели
путь развития России в европеизации; славянофилы же утверждали,
что у России свой особый путь.
Лермонтову эти споры не были безразличны. Он достаточно
активно включался в них, но не примкнул ни к одному
направлению. Ему глубоко чуждо было стремление европеизировать
Россию. Западная
цивилизация казалась ему пораженной духом скепсиса, эпоха
Просвещения привила европейскому обществу вкус к умозрительной
философии, доминирующей над чувствами. Идеалы Просвещения во
многом надуманы, они противоречат человеческой природе: и
проповедь Руссо, согласно которой счастье достижимо лишь при
абсолютной бедности, при полном отказе от благ цивилизации; и
оскорбительный, циничный атеизм Вольтера.. Да и что дало России
просвещение без возможности применить накопленные знания, без
права даже высказать свободно свои мысли? Путь западной
цивилизации представляется Лермонтову тупиковым:
Не так ли ты, о европейский мир,
Когда-то пламенных мечтателей кумир, К могиле
клонишься бесславной головою...
Но Лермонтову чуждо во многом и мировоззрение
славянофилов, идеализировавших феодальную Россию ,
ориентировавших развитие страны по "восточному" азиатскому пути.
"Песня..." написана в особом жанре . Лермонтов стремился
приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры
тешащие "Песнью" "боярина и боярыню его белолицую", играют
важнейшую роль в структуре поэмы
. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение
устного народного творчества. Следовательно нравственные
позиции, с которых оценивают персонажи "Песни...", не лично
авторские, а обобщенно - народные. Это многократно усиливает
торжество "правды - матушки" в сказании, ибо поступок
безвестного купца Калашникова , защищавшего свою личную честь,
стал фактом народной истории.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Художественное своеобразие. Поищите еще с сайта похожие.