А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Замысел поэмы «Весна» в творческой эволюции Жуковского - сочинение



Работа над планами поэмы, не воплотившимися в законченное произведение, тем не менее была чрезвычайно важна для Жуковского: это была школа познания многообразия связей мира природы и личности, школа, вырабатывающая точность и тонкость поэтического видения природы, совмещающего в самом подходе к ней научное и художественное, Конкретное и обобщенное.

Планы и подготовительные материалы поэмы «Весна» хранятся в рукописном отделе Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина и содержат следы тщательной работы по осмыслению конструктивных принципов жанра. Интересно, что «Весна» осознавалась Жуковским как оригинальное произведение: она значится в разряде «что сочинить»,  но не имеет жанрового определения, хотя в этом списке в целом соблюдается жанровый принцип - «романсы, ода, идиллии, послание, элегии, песий, сказки, опера»

Жуковский пытается воссоздать «движущийся» пейзаж. Перед глазами читателя мелькают «дубравы тихие с тенистыми главами», «крылатых мельниц ряд», «в кустарнике ручей», «густой, согбенный дуб», «скромны сельские дома», «тучные пажити», «нив моря», «рощи и холмы». Этот ряд картин рождает общую панораму деревни, способствует детальному описанию ее процветания. Многие особенности картины не только вызывают в памяти «панорамную элегию» Жуковского «Славянка», но предвосхищают образы пушкинской «Деревни».

Судя по отдельным названиям, содержащимся в разных списках, Жуковский осмысляет всю традицию описательной поэмы - античную, классицистическую, сентименталистскую. Следует отметить, что эти подготовительные материалы скажутся в работе над планами «Весны». Так, Жуковский размышляет о двух типах художественного мышления («о поэзии древних и новых»). Планы-конспекты как бы обнажают механизм описательной поэмы. Их доминантами становятся картинность, описательность и авторские размышления-чувства. Эти два уровня организации материала взаимосвязаны, так как картины природы пропускаются через сознание «певца» и приобретают ценность благодаря способности воспринимать их эстетически. Не случайно Жуковский постоянно фиксирует в планах момент авторской эмоции, передавая его словом «обращение»: «Обращение к полям и рощам - явление весны и разлив - переменчивость погоды при начале весны. Трава и всеобщая живость. Картина весенней природы. Обращение к весне. Обращение поэта к себе».

 
Описательность, картинность создают такую интересную особенность планов, как подвижность в бессюжетном повествовании. Несмотря на внешнюю статичность (обилие назывных конструкций), перед нами предстает динамичная картина весны. За счет дробности, фрагментарности восприятия, множественности локальных проявлений весны создается красочная мозаика - картина пробуждающейся природы. «Пруд на дворе - курица с цыплятами - гуси, отгоняющие собаку, и плавающие гусята - девочка с коробом зерен и за нею куры - кролик - голубь с голубкою - сад». Тот же интерес к собственно научным, натурфилософским трудам можно отметить по отношению к работе Бюффона. По оценке современников, Бюффон обладал несомненным писательским даром: «Он восставал, против тех, которые почитали историю натуры простою номенклатурою, собранием простых описаний, соединенных одно с другим искусственной нитью. Пламенный ум его дерзнул проникнуть в тайны природы, чтобы их обнаружить и представить в картине привлекательной». Структура поэмы, потребовавшая рассмотреть человеческое сознание в многообразных связях с миром, уже не укладывалась в рамки элегии. Поэтому утверждение Ц. Вольпе о том, что элегия «Вечер» близка аналогичной элегии «Весна», нуждается в уточнении. «Весна», включая в себя элегическое начало, элегией не является. Достаточно всмотреться в ее структуру: в ней нет монотематизма и единства основного тона элегии. Набрасывая своеобразный цикл тем - названия будущих элегий: «Элегии: Отсутствие. Первое впечатление. Присутствие. Знатность. Уединение. Скука. Мечты. Музыка. Ручей. Быстрота времени», Жуковский темой каждой элегии делает именно одно впечатление (сюда же включен «Ручей» - первоначальное наименование будущего «Вечера»). В отличие от элегического типа героя и лирического способа организации повествования в планах поэмы образ певца помещен в определенный жизненный уклад. Перед нами проходит не мгновение, не день из жизни человека, но ее течение, включенное в общее круговращение годовых времен, ежедневных занятий и ежеминутных чувствований. Все это, по мысли Жуковского, должно оказывать благотворное влияние на формирование личности. Примеры этого многочисленны: «Жизнь сельского человека доброго и семьянина. Его должности. Его занятия, самые невинные. С утром в поле. Возвращение ввечеру. Его дом. Деревня. Деревенские игры. Больница. Училище. Возвращение. Вечерние беседы - чай - чтение. Поэзия. Охота. Рыбная ловля»; «Ее (природы) картины в разные времена года. Утро. Вечер. Летняя ночь»; «выход на холм», «восхождение солнца», «стада в полдень», «вечер после дождя», «закат солнца на кладбище». Сам выбор темы (весна) свидетельствует о многом. Это не «осень», более свойственная позднему романтизму. Весна - традиционное, узаконенное самой природой время возрождения, обновления мира, предвестие нового в природе и в жизни. Поэтому в планах Жуковского Много переходных мотивов, явлении, Связанных с возрождением души: «картина природы оживающей», «восхождение солнца», «первый дождик», «первые черты номера». Таким образом, судя по планам «Весны», содержанием будущий поэмы должна была стать история возрождения, становлении, самопознания творческой личности. Можно сделать вывод о том, что описательная поэма под Воздействием отмеченных выше жанровых наслоений эволюционировала к лирической повести, связанной с проблемой нравственного и эстетического становления личности.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Замысел поэмы «Весна» в творческой эволюции Жуковского. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Жуковский > Замысел поэмы «Весна» в творческой эволюции Жуковского
Василий Жуковский

Василий  Жуковский


Сочинение на тему Замысел поэмы «Весна» в творческой эволюции Жуковского, Жуковский