А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема неделимости образов жизни и смерти в поэме «Энеида» - сочинение

В своей бурлескно-травестийной поэме классик украинской литературы И. П. Котляревский создал художественную картину целостного мира, подставив ее в шутливом ракурсе. Перепевая знаменитую «Энеиду» Вергилия, писатель дает ответ на два основных вопроса любой религии: происхождение человека и жизнь после смерти. В веселом бурлескном рассказе о странствованиях троянцев очень выразительно раскрывается тема неделимости образов жизни и смерти, по эту сторону и по ту сторону. Из этой темы непосредственно вытекает еще одна - тема греха и его искупления, которая представлена подробно в картинах ада и рая, куда попадают люди после смерти по воле Господней. Но, развивая эту тему, Котляровский показывает парадоксальность человеческих взаимоотношений с Богом: тот самый рай превращается в шаржированный отголосок человеческого беспорядка и греховности:

    * Здесь чистый был кавардак:
    * Лежи, спи, ешь, пей, веселись,
    * Кричи, молчи, пой, крути,
    * Рубись - так и дадут палаш.

Но мы понимаем, что эти «праздники», которые большей частью обходили людей при жизни, - это «великое раздолье», дано им заслуженно, так как они «праведно в мире жили». И дальше автор перечисляет, кто же достойно попал в рай: это «бедные», «безумные», «беспомощные», «дивы честные, непорочные», «сироты», «что людям помагать любили», «старшина правдивая».

Приступая к детальному описанию ада, Котляровский значительно отказывается от языческого представления о нем. Он рисует ад таким, каким его можно увидеть на фресках христианских соборов: на них грешники наказываются за определенные человеческие пороки. Писатель старается разоблачить их как можно шире. Иногда мы даже  забываем, что перед нами картина ада, так как каждая строка поэмы -  это зарисовка из реального бытия, пороки которого в острой сатирической форме разоблачал автор. Он зарисовывает все сферы человеческой жизни: здесь наказывались грешники за политические нарушения («что людям льготы не давали»), экономические преступления («торговки», те, кто «плохой продавали товар»), социальные правонарушения («все гайдамаки, все воры», «которые по правде не судили», «себя сами убивали»), за моральные недостатки (лжецы, «обманывали, как девок», «сорванцы и подзаборники», «что продают себя на время»), за отступничество от духовных норм («все волшебники, чародеи», «что знали весь святой закон»). Достается в аду и родителям, «которые сыновей не учили», и «скучным пиитам», и мудрецам, которые не знали, «откуда взялся мир?», и врачу, который «чванился, как людей морил». Всех «поселил» в ад И. Котляревский: богатых и бедных, старых и молодых, мужчин и женщин, так как грехи могут завладеть любой душой - и тогда человек становится кандидатом в ад.

«Энеида» была издана еще в 1809 году, но насколько актуальной она остается во все года своего существования! По моему мнению, именно благодаря яркому описанию ада каждое поколение ощущает проекцию произведения на современную читателю жизнь. К сожалению, человеческие грехи одолеть довольно тяжело - для этого необходимо общество с высокими моральными и духовными качествами, где именно жизнь уничтожит греховные недостатки. Думаю, что писатель, сам, возможно, того не осознавая, описанием ада провозглашал призыв к борьбе с таким обществом; именно «борьбе», так как преодоление человеческих недостатков - это, по моему мнению, тяжелейшая борьба.

Каждый из нас, идя вместе с Энеем по аду, должен внимательно заглядывать и в свою душу: не напоминает ли его внутреннее «я» кого-то из мучеников потустороннего мира?

 

Поэма «Энеида» И. П. Котляревского - уникальное произведение украинской литературы по своему жанру, теме, художественным особенностям. Где еще встретишь такое густонаселенное произведение в нашей литературе? Главным героем поэмы стал обычный «парень проворный» Эней. Если Вергилий в своей поэме «Энеида» с помощью этого образа хотел подчеркнуть благородное, «божественное» происхождение римского народа (как известно, Эней - внук Зевса, сын богини Венеры), то Котляревский рассказал о нем как об украинском казаке.

    * Эней был парень проворный
    * И мальчик хоть куда казак,
    * Удался на все,
    * Завзятее всех бурлаков.


 
Кошевой Эней - троянец отважный, храбрый предводитель, умелый организатор и руководитель. Он хоть, на первый взгляд, и мало чем отличается от своих друзей-шалопаев, и все-таки в решающую минуту именно ему приходится принимать решение. Вспомним шторм на море, когда Эней догадывается «всунуть в руку Нептуну» полкопны денег. Результат боя с рутульцами тоже зависел от поединка Энея с Турном. И вдобавок хоть и кажется Эней игрушкой в руках богов, он сам по своей воле общается с богами, спускается в ад, чтобы узнать, как действовать дальше. Он, прежде всего, полагается на себя и своих друзей, а потом уже на волю богов. По-разному изображает Котляревский своего героя. С юмором, с язвительной улыбкой, но всегда с любовью. Так, он умный, способный на дипломатические отношения с Ацестом, Эвандром, бесшабашный, смелый воин, верный троянскому братству. Но писатель никогда не идеализирует его. Это, прежде всего, упорный казак-запорожец, который «садит гайдука», любит много выпить и хорошо погулять. Портретный образ Энея встречается в тексте не раз, и не всегда он описан светлыми красками. Конечно, такого изображения требовала травестийно - бурлескная тональность поэмы, но это описание героя не вызывает читательского осуждения. Нам симпатичен этот герой, так как он из рода казацкого. Это прохиндеи, босяки, шалопаи, но вместе с тем рыцари, герои, невероятно выносливые и надежные люди. Как часть целого подает нам образ Энея великий мастер слова. Казак - это всегда часть великого казацкого братства, а есть ли что священнее братства для казака? Как и в начале поэмы, в конце Эней такой же жизнерадостный предводитель-кутила, способный к ухаживаниям и водке, легкомысленный, и, когда нужно, - здравомыслящий, строгий и хитровато-остроумный. Яркий, живописный и такой земной, с веселым украинским характером этот литературный герой. Ивану Котляревскому, как и Тарасу Шевченко, отводят особое место в развитии украинской литературы. Они стояли возле ее первоисточников. И если в поэзии великого Кобзаря зазвучала душа украинского народа, то настоящей энциклопедией украиноведения стала поэма Котляревского «Энеида». На первый взгляд, такое детальное, разностороннее описание быта украинского народа, которое мы встречаем в поэме, кажется немного чрезмерным. Но чем дальше, тем все с большим интересом читаешь рассказ писателя о том, как угощают Энея у Дидоны, Турна, Ацеста, Латынь, как одевается Дидона, Анна, в какие игры они играют, какая музыка звучит во время веселых пышных обедов. Итак, читаешь и испытываешь удивление: сколько знал Котляревский о жизни своего народа! Отмечают, что в «Энеиде» упомянуто больше кушаний, чем в специальных работах тех времен. На троянских, латинских, карфагенских столах стоят украинские кушанья, водка, наливка, квас. Брынчит бандура, пляшет свирель, играет дудка. В веселом танце кружат девушки, и совсем не карфагенские и латинские, а украинские в венках, сапогах… Наверное, нет такой детали украинской одежды, такого танца, которого не вспомнил бы в своем произведении Котляревский. О жизни и смерти, аде и рае, войне и мирной радости, боях казаков на суше и на море - о всем этом мы узнаем, читая произведение. Описания украинского народа такие правдивые, что забываешь о том, что герои поэмы - представители совсем других культур. Вот слышим причитание матери Эвриала над телом своего сына: * О, сын! Свет моих глаз! * Для того ли я тебя родила, * Чтобы погиб ты от злых людей? * Теперь к кому приклонюсь, * Кто злую судьбу облегчит? Конечно, это плач матери-украинки. Итак, перед нами не только энциклопедия быта, а и энциклопедия духа украинского. Ведь самые главные, существенные особенности украинского национального характера воплощены Котляревским в образах поэмы. Также это произведение можно считать энциклопедией социальных отношений той поры. Здесь есть писари и судьи-хапуги, которых по правде не судили, господа, которые продавали крестьян, штатские и военные, мужики и мещане. Встречаем воспоминания об образовании, о семейных отношениях между мужчиной и женщиной, воспитании детей, отношений с родителями. И оценка всех поступков - это оценка с позиций народной морали. Образы сказок, легенд, популярных в XVIII столетии, - тоже полноправные герои этой чудо - поэмы. Автор дает географию Украины тех времен: Опишня, Полтава, Решетиловка, Пушкаревка, Мыльце и т.д. Конечно, нелегко поверить, что такие широкие и глубокие знания может иметь один человек. Гений Котляревского был способен охватить историю и настоящее, культуру и жизнь, времена и пространства, века земные и Олимп небесный.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема неделимости образов жизни и смерти в поэме «Энеида». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Котляревский > Тема неделимости образов жизни и смерти в поэме «Энеида»
Иван Котляревский

Иван   Котляревский


Сочинение на тему Тема неделимости образов жизни и смерти в поэме «Энеида», Котляревский