А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Крылов > Социально политические басни Крылова
Социально политические басни Крылова - сочинение
Басни, Первая книга басен Крылова, вышедшая в 1809 г., имела ошеломляющий успех. В пору острой борьбы между сентиментализмом, классицизмом и рождающимся романтизмом реалистические басни Крылова одержали верх: они были признаны всеми. Народный взгляд на жизнь, мужицкий дух определили его басенное творчество. За три десятилетия Крылов написал 204 басни, вошедшие в золотой фонд русской литературы. Они отличались демократизмом, были доступны читателям всех слоев русского общества. В них своим языком заговорили все сословия, состояния, профессии. Большинство басен поэта - оригинальные произведения, только 67 из них - переводные и заимствованные. Более других Крылов переводил’ Лафонтена и Эзопа. Уже первую книгу басен Крылова высоко оценили в рецензиях А. Е. Измайлов и В. А. Жуковский. При жизни поэта вышло 9 сборников басен. И все они имели большой успех, становились событиями литературной жизни своего времени. Басни Крылова подразделяются на 3 больших цикла: социально-политические, нравственно-философские и социально-бытовые, или нравоучительные. Социально-политические басни Крылова заметно составляют большинство. Среди них видное место занимают басни на тему «правители и народ»: «Пестрые Овцы», «Рыбья пляска», «Воспитание Льва», «Слон на воеводстве», «Волки и овцы», «Мирская сходка». Овцы, рыбы беззащитны. Их интересы, желания никого не интересуют. Судьба «малых сих», народа безразлична правителям, царям - львам, .слонам, волкам. Они не только не защищают народ, но и покровительствуют грабителям, притеснителям. В басне «Рыбья пляска» оценивается деятельность царя Александра I. Император любил путешествовать. В одном из городов из окна губернаторского дома он увидел толпу, которая двигалась к дому. На вопрос царя о ней губернатор ответил, что это подданные желают принести царю благодарность за «благосостояние края». Поверивший этому царь не принял толпу, а губернатора наградил. Басня заканчивается так: * Тут, старосту лизнув Лев милостиво в грудь, * Еще изволя раз на пляску их взглянуть, * Отправился в дальнейший путь. Баснописец имел в виду не единичный факт, а давал типическую картину произвола. Процитированные строки были в первой редакции басни. В окончательном варианте Лев наказывает секретаря и воеводу: «В своих когтях заставил петь». В «Мирской сходке» разрабатывается тема бесправия народа. Баснописец саркастически показывает сходку, выбирающую старосту овечьего стада. Выбирают волка, но при этом отсутствует самая заинтересованная сторона - овцы. Цикл социально-политических басен отличается явно сатирическим направлением. Лицемерие власть имущих высмеивается в басне «Мор Зверей», циничное «право сильного» - в басне «Волк и Ягненок». Крылов обратился к запретной теме о положении народа в крепостническом обществе. Ведь министр просвещения и духовных дел князь Голицын запретил касаться крестьянской темы в литературе. В специальном циркуляре он уточнил: нельзя писать о крепостном праве ни в осуждение, ни в похвалу. И только Крылов - единственный в то время писатель - брался и решал самую острую социальную проблему. В своем излюбленном жанре Крылов стремился передать истину жизни: «У сильного всегда бессильный виноват». Эта истина носит конкретно-исторический характер и, как доказывает баснописец, подтверждается повсеместно и всегда. Начинается басня не с аллегории, а с обычной зарисовки: Ягненок пьет из ручья. Появившийся Волк не просто хочет съесть Ягненка, а заводит на него «дело» «в соответствии с законом. Чтобы придать «делу» законный вид, Волк кричит, одновременно обвиняя и вынося приговор: * …Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом * Здесь чистое мутить питье * Мое с песком и с илом? * За дерзость такову * Я голову с тебя сорву. Невыносимую жизнь крестьянина Крылов рисует в басне «Крестьянин и Смерть». В «Собаке и Лошади» Крылов подчеркнул превосходство труженика над богатеями, в «Слоне на воеводстве» он зло высмеял тупоумие правителей: в ответ на жалобу овец, с которых волки сдирают шкуру, славившийся добротой Слон приговаривает: * По шкурке, так и быть, возьмите * А больше их не троньте волоском
Неравноправие, неправый суд обличаются в басне «Крестьянин и Овца». Лиса в ней выступает судьей, разбирающим жалобу Крестьянина на Овцу. Не приняв во внимание заявление Овцы, что она никогда не ела мясного и что за ней не водилось «ни воровства, пи плутовства», Лиса вырабатывает решение: Овцу казнить «и мясо В суд отдать» (т. е. Лисе), «а шкуру взять истцу» (Крестьянину). Крылов мастерски воспроизвел процедуру и канцелярский язык судейства. В постановке темы «народ и власть» Крылов выступает подлинно народным поэтом. Он убийственно критикует крепостнический самодержавный строй. Лев - олицетворение власти и силы, идеи неравенства. Вот как рассказывает об этом Крылов в басне «Лев на ловле»: «Собака, Лев да Волк с Лисой», решившие охотиться сообща, договорились и добычу делить поровну. Но, когда пришла пора делиться, * Лев заявляет: Вот эта часть моя * По договору; Вот эта мне, как Льву, принадлежит без спору; * Вот эта мне за то, что всех сильнее я; * А к этой чуть из вас лишь лапу кто протянет, * Тот с места жив не встанет. Таким образом, никто ничего не получил, в том числе и Лиса, поймавшая оленя. В басне «Орел и Пчела» Орел презрительно разговаривает с труженицей-пчелой. Эти же идеи лежат в основе басен «Орел и Крот», «Лев и Комар», «Лев и Мышь». Круговую поруку администрации баснописец осмеял в басне «Крестьянин и Река». Пошедшие искать управу на малые, но бурные ручейки, приносящие так много вреда хозяйству, Крестьяне видят свое имущество, текущее по спокойной глади Реки, и делают вывод: На младших не найдешь себе управы там, Где делятся они со старшим пополам. Неоднократно баснописец обращался к теме просвещения. Он всегда признавал его необходимость, но предупреждал от ложного, показного приобщения к наукам. В одноименной басне Червонец, натертый кирпичом, засверкал, в нем прибавилось внешнего, броского блеска, * Да только стало * В нем весу мало, * И цену прежнюю * Червонец потерял Содержание басни многогранное: помимо указанной идеи в произведении явно проводится мысль о вреде иностранного воспитания, стремящегося к внешнему блеску, но одновременно портящего нравы народа. Крылов предварял идеи грибоедовского «Горя от ума» с гневным протестом Чацкого против «пустого, рабского, слепого подражанья» всему иностранному. В «Тришкином кафтане» баснописец изобразил систему перезалогов дворянских имений. Дворяне перезакладывали имения, чтобы уплатить проценты.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Иван Крылов

Иван  Крылов


Сочинение на тему Социально политические басни Крылова, Крылов



Больше всего просматривают

  1. Моя будущая профессия
  2. Сочинение живое пламя
  3. Милосердие сочинение
  4. Сочинение на тему мама
  5. Сочинение про маму
  6. Сочинение про березу
  7. Сочинение на тему моя малая Родина
  8. Пьеса двенадцать месяцев найти сравнения
  9. Детство сочинение
  10. Мой учитель сочинение
  11. Анализ стихотворения Блока Россия
  12. Сочинение на тему случай из жизни
  13. Сочинение на тему природа родного края
  14. Подвиг человека на войне сочинение
  15. Правда Луки
  16. Заметка в газету по русскому языку
  17. Красота человеческих взаимоотношений
  18. Сочинение 4 класс
  19. Сочинение охрана окружающей среды
  20. Сочинение на тему космос
  Мобильная версия

Анализ стихотворения Блока Россия Детство сочинение