А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Анализ стихотворения Лермонтова «Дума» - сочинение

Стихотворением «Дума» представлено гражданское, обличительное направление в поэзии Лермонтова, Значительность обличительных стихотворений Лермонтова для 30-х годов XIX века и сила протеста, содержащегося в них. В России 30-х годов Лермонтов был одним из немногих поэтов, который не отказался от гражданской темы и выступал в своем творчестве против современного ему «ветхого мира». Недовольство общественной жизнью появилось уже в его юношеских стихотворениях, но наибольшей силы и зрелости протест против действительности достигает в лирике 1837-1841 гг. Особенно гневное обвинение поэт бросает высшему правящему обществу в стихотворениях «Смерть поэта» и «1-е января». Антигуманное, жестокое, бездушное и пустое общество обрекает человека на страдания и несчастье. Со стихотворением «Смерть поэта» учащиеся уже знакомы и знают отношение автора к придворной знати.

Лирика Лермонтова полна скорби о судьбе человека в этом мире. Трагическая гибель лучших людей в результате столкновения со светом рождает у поэта глубокую печаль (стихотворения «Смерть поэта» и «Памяти А. И. Одоевского»); нескрываемой грустью проникнуты стихотворения «Отчего», «Благодарность» и др.; бесконечным одиночеством И тоской о счастье овеяны стихотворения «Утес», «Листок», «На севере диком» и др. В годы реакции выросло и сформировалось молодое поколение дворян - цвет образованной   части   русского общества. На это поколение возлагалась ответственность за изменение жизни. Оно должно было возглавить борьбу за общественное переустройство: в России продолжался первый - дворянский период освободительного движения, народ пока был не в состоянии бороться со своими врагами. Еще свежи были воспоминания 1825 года, когда лучшие из молодых дворян с оружием в руках пытались добиться свободы для человека. Лермонтов принадлежал к поколению, чья юность пришлась на суровое десятилетие после восстания декабристов. Судьба поколения волновала его, и раздумья о современниках можно найти в самых ранних юношеских стихотворениях поэта. В стихотворении «Монолог» образ поколения, чья юность томится «средь бурь пустых», а «жизнь пасмурна», возникает как укор и обвинение существующему укладу жизни. Говоря о жизни поколения, автор отмечает ее однообразие, пустоту и безрадостность.

    * Как солнце зимнее на сером небосклоне,
    * Так как: мурена жизнь наша.
    * Так недолго Ее однообразное теченье…
    * И нам горька остылой жизни чаша;
    * И уж ничто души не веселит.

Это поколение не знает юности, не ведает «ни любви, ни дружбы сладкой»; ему «душно» на родине, а между тем у него есть и «жажда славы» (то есть жажда деятельности, которая может принести славу), и «пылкая любовь свободы», и «глубокие познанья», и «талант». Все это оказывается лишним и ненужным в обществе; в первой же строке поэт с горечью пишет:

    * ? Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

Здесь звучат боль и страдание автора, размышляющего о поколении, к которому он принадлежит. В стихотворении нет суда над этим поколением. Лермонтов сочувствует ему и вызывает ответное сожаление о нем читателя. Форма «Монолога» помогает передать и грустное настроение автора, как бы размышляющего вслух, и искренность его размышлений, это свободный стих, не связанный рифмой и организуемый ритмом, с обрывающимися на многоточиях как бы неоконченными строчками. Интересно характерное для поэзии Лермонтова сравнение людей и их переживаний с образами, взятыми из мира природы: «Мы, дети севера, как здешние растенья»; или: «Как солнце зимнее на сером небосклоне, так пасмурна жизнь наша». «Монолог» можно назвать одним из вариантов стихотворения «Дума», от которого он, однако, существенно отличается.

Чем отличается позиция автора в «Монологе» по отношению к своему поколению от его взглядов в стихотворение «Дума»?  В «Думе», выдающееся значение стихотворения в лирике Лермонтова и в русской поэзии вообще определяют необходимость особенной четкости и продуманности в работе учителя.  Уже  первое  четверостишие   дает  представление   об облике  поколения  30-х  годов  и  об  отношении автора к своим современникам:



 
* Печально я гляжу на наше поколенье! * Его грядущее иль пусто, иль темно, * Меж тем, под бременем познанья и сомненья, * В бездействии состарится оно. Чувство печали вызвано у автора думами об отсутствии будущего у поколения, которое слишком много сомневается и бездействует. Бездействие - вот главное, на что Лермонтов в первую очередь обращает внимание. Пассивность и отсутствие решительности вызваны сознанием бесплодности действия. Говоря о «бремени познанья», Лермонтов имеет в виду тяжесть знаний, ничего не дающих для выработки взглядов, для действия. Такие пустые знания тягостны людям. Это характерный признак духовного облика того поколения - свойственно людям в такие времена, когда им неясны дальнейшие пути развития общества или когда уже очевидна бесполезность или неправильность прежних методов действия. Тогда настоящая действительность не удовлетворяет человека, ввергает его в отчаяние или безнадежность. Об этом говорил Белинский в «Речи о критике А. Никигенко»: сомнение овладевает умами «во времена переходные, во времена гниения и разложения устаревших стихий общества, когда для людей бывает одно прошедшее, уже отжившее свою жизнь, и еще не наставшее будущее, а настоящего нет». Удивительно конкретно нарисована в первой строфе. Настоящая и будущая судьба поколения. Поэт не ставит задачи создать живописный образ, и в строфе почти нет эпитетов; но автору важно охарактеризовать свое поколение “”как пассивное, бездейственное. Расстановка ударений в двух первых строках второй строфы подчеркивает, что современное поколение восприняло лишь отрицательную сторону первого выступления революционных дворян. Логическое ударение падает на слова богаты и ошибками. Эти слова стоят первыми в строках, обращая на себя внимание. Односторонняя оценка неудавшегося, но смелого выступления сделала жизнь современников поэта пустой и бессмысленной: перед ними не было цели, к какой нужно было бы стремиться, чтобы сделать свою жизнь нужной и оправданной. Передавая пустоту бездейственного, бесцельного существования, Лермонтов использует двойное сравнение: * И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, * Как пир на празднике чужом. Эти наглядные сравнения несут определенную эмоциональную окраску. Образы «ровный путь» и «чужой праздник» конкретны, эмоциональны и вызывают у читателя чувство грусти и сожаления. Во второй строфе гипербола «Богаты мы, едва из колыбели» характеризует раннее наступление зрелости поколения, «разбуженного выстрелами на Сенатской площади» (Герцен). Эта мысль о ранней зрелости поколения получает в четвертой строфе образное воплощение в сравнении-метафоре «тощий плод». Если первые две строфы порождают сожаление о бесполезности и бессмысленности существования поколения, то в третьей печаль автора уступает место негодованию и презрению. Здесь Лермонтов беспощадно обнажает одну из главных причин бездействия: оно определяется страхом перед властью. Четыре строки третьей строфы - это обвинительное заключение, выносимое Лермонтовым поколению 30-х годов. Поэт обвиняет современников в равнодушии к общественным вопросам («К добру и злу постыдно равнодушны»), в отходе от борьбы («В начале поприща мы вянем без борьбы»), в малодушии перед опасностью («Перед опасностью позорно-малодушны») и политическом рабстве («И перед властию - презренные рабы»). Лишь два эпитета вводит автор в строфу, уничтожающе характеризуй ими героев «Думы»: они «позорло малодушны» перед опасностью и «презренные рабы» перед властью. Показательно, что последняя строка строфы длительное время не пропускалась цензурой в школьные хрестоматии. Сначала Лермонтов обрисовал самые существенные свойства своего поколения: бездействие, отказ от борьбы, политическое рабство и равнодушие к общественным вопросам. Далее он обнажает различные стороны его нравственного упадка и обнищания. Пятая-девятая строфы дают яркую картину того духовного банкротства, к какому пришло поколение 30-х годов в результате отказа от общественной борьбы.! Здесь Лермонтов отказывается от сдержанности и строгости в выражении своих мыслей и чувств к использует богатые средства поэтической выразительности: яркие метафоры, запоминающиеся эпитеты, образные сравнения. Читателя все больше увлекает сила авторского негодования и мужественность его печали. Пятая строфа начинается метафорой: «Мы иссушили ум наукою бесплодной», и она возвращает читателя к образу первой строфы: бремя «познанья и сомненья». Наука не развила, не обогатила ум, а иссушила его, потому что не стала средством, способным направить на борьбу за изменение действительности. Отказавшись от борьбы, утаив в себе «надежды лучшие и голос благородный», молодые дворяне 30-х годов обрекли себя на умственное бесплодие. Духовно одинокие и опустошенные, они не сумели найти счастья и в физических радостях, возникающих в образе «чаши наслаждения». Они не успели предаться искренней радости, боясь, что- она наскучит, но все равно не смогли сберечь «юных сил». О современниках как о «толпе угрюмой», он знает, что люди будущего скоро забудут о своих предшественниках, потому что они не оставят после себя «ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда»Д Выразителен и оправдан эпитет «угрюмая», подготовленный предшествующей характеристикой поколения, не умеющего радоваться, скучающего и равнодушного. Метафорический эпитет «плодовитая мысль» напоминает уже возникавший образ «бесплодная наука».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Анализ стихотворения Лермонтова «Дума». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Лермонтов > Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»
Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему Анализ стихотворения Лермонтова «Дума», Лермонтов