Любовная лирика в творчестве М Ю Лермонтова - сочинение
Ни в обществе, ни в поколении своем, ни даже в любви Лермонтов не мог
найти опоры своим идеалам. Его лирический герой воспринимает настоящую
любовь как прекрасный дар, огромный, могучий, как чувство, отражающее
полноту жизни, приносящее человеку животворящую радость и безмятежность
покоя от душевных тревог и страданий. В стихотворении «Как небеса, твой
взор блистает» он говорит о «трепещущей душе» и «голосе нежном», которые
встретил. По мнению лирического героя, если любить, то всей полнотой души,
самозабвенно и жертвенно, на всю жизнь, находя горячий отклик в родственном
сердце, искреннем, неизменно преданном и верном. Но властвующая в жизни
дисгармония нарушает красоту любви, делает ее трагичной, приносящей лишь
муки. Сплетни и интриги светского общества способны опошлить, очернить,
осквернить, растоптать и самую чистую, прекрасную земную любовь. В
стихотворении «Отчего» поэт говорит:
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль светлое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Для Лермонтова любовь неразлучна с печалью. В его художественном мире
высокое чувство всегда трагично. Обращаясь к Наталии Федоровне Ивановой, в
которую был страстно и безнадежно влюблен, юный поэт надеялся:
Меня бы примирила ты
С людьми и буйными страстями, —
и весь цикл посвященных Ивановой стихов — это история неразделенного и
оскорбленного чувства:
Я не достоин, может быть,
Твоей любви; не мне судить,
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты...
…………………………………
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней...
Лирическому герою суждено остаться одиноким и непонятым, но это лишь
усиливает в нем сознание своей избранности, предназначенности для иной,
высшей Свободы и иного счастья — счастья творить. В последнем стихотворении
этого цикла не только расставание с женщиной, но и освобождение от
унижающей и порабощающей страсти:
Ты позабыла; я свободы
Для заблужденья не отдам...
Неотступно, всю жизнь Лермонтов любил Варвару Александровну Лопухину,
которая вышла замуж за Бахметьева. Пленительный образ этой женщины
предстает перед нами:
...все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Варвара Александровна отвечала на чувства Лермонтова, но судьба
распорядилась по-своему. «Среди ледяного, среди беспощадного света» счастье
поэта было невозможно:
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоем!
Но светлое чувство, пережитое ими, будет озарять их последующую жизнь.
Об этом поэт говорит в стихотворении «Расстались мы; но твой портрет...»:
Расстались мы; но твой портрет
Я на груди моей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
Какое бы стихотворение о любви у Лермонтова мы ни прочли, всюду любовь
является в трагическом облике.
В одном из последних стихотворений «Нет, не тебя так пылко я люблю...»
настоящее отступает перед прошлым, ушедшим, но не забытым:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
………………………………………
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Лермонтовский герой будто бежит от безмятежности, от покоя, испытывая
противоречивость чувств, которая царит в его душе. Любовные стихи
Лермонтова превращаются одновременно и в философские. Для него любовь — это
прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью.
8. Все творчество поэта — это его размышления о смысле жизни, о судьбе
и назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии,
о вечности и природе. Это почти всегда внутренний напряженный монолог,
чистосердечная исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них.
Несомненно, Лермонтова можно назвать народным поэтом. Он вошел в
историю русской литературы как достойный преемник Пушкина.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Любовная лирика в творчестве М Ю Лермонтова. Поищите еще с сайта похожие.