А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Лесков > Путь Лескова в литературе был сложным и трудным
Путь Лескова в литературе был сложным и трудным - сочинение
Он начал печататься в напряженные 60-е годы одновременно с целой плеядой писателей. Казалось бы, Лескова многое с ними сближало: интерес к народной жизни, использование жанра очерка, демократизация литературной речи. Однако нечеткость позиции в обстановке острой идейной борьбы привела к тому, что Лесков очутился в лагере противников революционно-демократического движения. Это отразилось в его рассказе «Овцебык» (1863) и в двух романах — «Некуда» (1864) и «На ножах» (1870 — 1871). В романах (особенно во втором) содержались резкие нападки на «новых людей», что и дало основание прогрессивной критике причислить Лескова к числу «антинигилистических писателей». По поводу романа «На ножах» даже Достоевский, который сам в это время остро полемизировал с революционно-демократической идеологией, писал, что там «много вранья, много черт знает чего, точно на луне происходит. Нигилисты искажены до бездельничества...». Однако стихийный демократизм, присущий Лескову, привел его в конечном счете к разрыву с реакционными кругами. Проблема народа, поставленная в литературе 60-х годов, была одной из центральных в творчестве Лескова. «Я не изучал народ...— с гордостью говорил о себе писатель,— я вырос в народе» . Уже в 60-е годы он был далек от идеализации народной жизни, объективно сближаясь в принципах его изображения с демократическим лагерем. Таковы «Житие одной бабы» (1863) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1865) (это название должно было напомнить читателям название рассказа Тургенева «Гамлет Щигровского уезда»). Создавая сложный характер Катерины Измайловой («Леди Макбет...») и сравнивая ее по силе страстей с шекспировской героиней, Лесков полемически отталкивался от «Грозы» Островского. Само имя героини, избранное Лесковым, конфликт между естественным человеческим чувством и традиционным строем патриархального купеческого быта — все это невольно напоминало Островского. Спор с драматургом был вызван иным пониманием характера взаимоотношений герои-пи и окружающих ее жизненных обстоятельств. У Островского Натерина не несет на себе отрицательного отпечатка той среды, п которой она выросла. У Лескова же его героиня при всем ее стихийном влечении к воле, простору, любви оказывается в конечном счете зараженной пороками того самого купеческого быта, который, казалось бы, был так ей самой отвратителен и ненавистен. Для Лескова именно в этом и заключается суть трагического конфликта, который приводит его героиню к гибели. Сложное взаимодействие натуры и обстоятельств, определяющее противоречивость человеческого характера, постоянно оказывалось в центре внимания Лескова («Воительница», 1866). В 70-е годы в творчестве Лескова возникают новые тенденции. Теперь он более критически относится к современной ему русской действительности («Смех и горе», 1871), к церкви («Мелочи архиерейской жизни», 1878). В то же время писатель стремится найти положительные идеалы в русской жизни. В новых произведениях он создает целую галерею ярких человеческих характеров, порою странных, даже смешных, но всегда наделенных чертами «праведничества», Нравственный идеал автора выражался в типе «чудака» с его бескорыстной любовью к людям и служением ближнему Лесковские герои, страстные борцы за справедливость и истину, Обладают острым и сознательным чувством родины, судьба которой постоянно волнует. В многочисленных испытаниях, которые выпадают на их долю, они обнаруживают удивительную выдержку И чувство собственного достоинства. Замечательное мастерство Левши, сумевшего подковать стальную блоху, было для Лескова символом природной русской смекалки. Однако смысл «Сказа...» не ограничивался просто прославлением ловкости народного умельца. Ощущается здесь и трагический контекст: он выражен и в гибели Левши, и в том, что блоха, подкованная тульским мастеровым, уже не может двигаться... О трагической судьбе крепостного артиста рассказывается в «Тупейном художник е» (1883). Утверждение героического начала связывается у Лескова с сатирическим отрицанием русской действительности, сковывающей и искажающей духовные и творческие силы народа. Если в 60-е годы Лесков противопоставлял национальную проблематику социальной, то к концу жизни социальный аспект восприятия и изображения жизни значительно усиливается. В творческом наследии позднего Лескова значительное место занимает сатира — «Загон» (1893), «Зимний день» (1894) и в особенности «Заячий ремиз (Наблюдения, опыты и приключения Оноцрия Перегуда из Перегудов)» (1894). . В «Заячьем ремизе» содержится чрезвычайно резкая критика политической реакции. С помощью сатирической фантастики, гротеска, преувеличения Лесков разоблачает деятельность охранителей, буквально помешавшихся на ловле революционеров. Действие повести происходит на Украине, в авторском повествовании смешивается русский и украинский колорит. «Сцена перенесена в Малороссию для того,— писал Лесков,—-что там особенно много было шутовства с «ловитвою потрясователей, або тыих, що трон шатають», и с малороссийским юмором дело как будто идет глаже и невиннее». Тем не менее, при жизни Лесков так и не смог напечатать эту повесть; она была опубликована только в 1917 г.
Творчество Лескова отличается широтой охвата разнообразных явлений русской действительности, в нем представлено множество колоритных и оригинальных характеров. Преимущественное внимание писатель уделял изображению необычных исключительных событий, ярких, цельных личностей. С этим связаны поиски новых средств художественной выразительности. Для литературы 60 —70-х годов характерными были новые жанровые формы, нарушение привычных жанровых образований. Процесс этот коснулся и Лескова. Принцип обзорности становится для него ведущим: многие произведения состоят из эпизодов, имеющих самостоятельное значение. Отсюда возникают новые жанры: «невероятное событие», «картинка с натуры», «рапсодия», «пейзаж и жанр» и т. д., обогатившие современную ему русскую литературу и подготовившие развитие более свободных жанровых форм в литературе XX в. Вслед за Гоголем Лесков широко использовал сказовую интонацию, передоверяя рассказ герою, слово которого обычно противостоит слову автора. Герой с помощью резко выделенной индивидуально-речевой манеры получает возможность свободного само-, выражения. Повествование строится как устный рассказ с прямой установкой на слушателей, что подчеркивается в ряде случаев и композицией произведений. Лесков, один из самых оригинальных русских писателей, сыграл важную роль в истории родной литературы. Горький писал: «Лесков несомненно влиял на меня поразительным знанием и богатством языка. Это вообще отличный писатель и тонкий знаток русского быта... А. П. Чехов говорил мне, что очень многим обязан ему» В литературе, уделяющей большое внимание исследованию глубинных социально-психологических процессов развития человеческого характера, живы традиции Лескова. В частности, широко используется идущая от него манера сказового повествования (Вс. Иванов, А. Платонов, М. Зощенко и др.). Видную роль сыграл Лесков и в истории русско-украинских литературных связей. С помощью его произведений русские читатели лучше узнавали жизнь украинского народа, а в русскую культуру входили идейно-художественные традиции украинского народно-поэтического творчества, просветительские идеи украинской демократической литературы. Украинские темы и мотивы отразились в ряде художественных произведений Лескова: «Детские годы», «Печерские антики», «Фигура», «Некрещеный поп», «Заячий ремиз». Он хорошо знал украинский язык, украинский фольклор, которые нередко использовал в своих произведениях для создания соответствующего колорита.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Николай Лесков

Николай  Лесков


Сочинение на тему Путь Лескова в литературе был сложным и трудным, Лесков
Похожие сочинения



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. Сочинение на тему капитанская дочка
  3. В чем смысл жизни сочинение
  4. Сочинение на тему мама
  5. Детство сочинение
  6. Дубровский сочинение
  7. Что значит быть интеллигентным человеком?
  8. Сочинение Тарас бульба
  9. Сочинение про друга
  10. Сочинение о животных
  11. Анализ стихотворения Гумилева
  12. Судьба человека главный герой
  13. Живое пламя сочинение
  14. Образ Катерины в пьесе гроза
  15. Моя будущая профессия
  16. Сочинение на тему описание местности
  17. Пастернак зимняя ночь анализ
  18. Сочинение моя любимая книга
  19. Горе от ума сочинение