А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Мандельштам > Петербург в лирике Осипа Мандельштама
Петербург в лирике Осипа Мандельштама - сочинение
Осип Мандельштам появился на свет и продолжительное время прожил в Петербурге, однако, произведений об этом городе у него не настолько много. Тем не менее, отдельные из них популярны, как могут быть знакомы стихи длительное время находившегося в забвении поэта. Мандельштам — образец геройского изучения материей бытия. В самых горьких стихах у него не ослабевает восхищение жизнью. В самых трагических, таких, как "Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма…", звучит этот восторг, воплощенный в поразительных по новизне и силе словосочетаниях: "Лишь бы только любили меня эти мерзкие плахи, Как нацелясь на смерть городки зашибают в саду…" И чем труднее обстоятельства, тем ощутимей языковая крепость, тем пронзительнее и удивительнее подробности. Тогда-то и появились такие дивные детали, как "океанических нитка жемчугов и таитянок кроткие корзины". Кажется, за стихами Мандельштама просвечивает то Моне, то Гоген, то Сарьян… Петербург Мандельштама предстает часто со своей внешней стороны, поскольку автору свойственно погружение в архитектурную тематику. У него есть стихотворения, как бы вновь выстраивающие на бумаге известные сооружения: собор Парижской Богоматери и храм Айя-София. Первым архитектурным упоминанием о Петербурге стало небольшое стихотворение о Казанском соборе ("соборе-исполине"), где мало уделено внимания зодчеству, но зато звучит мысль о благотворности смешения культур (русской и итальянской). Это понятно: Казанский собор очень напоминает римский собор Петра и Павла, а Риму Мандельштам посвятил немалую долю своих творений. Стихотворение о Казанском соборе стало преддверием цикла "Петербургские строфы". Название это носит лишь одно стихотворение, но за ним следует ряд безымянных, которые достойны быть объединенными под таким именем. В "Петербургских строфах" — опять неизменная тематика, связанная с архитектурой. Здесь вокруг образа всем знакомого лаконичного ампира ("Над желтизной правительственных зданий…") кристаллизуется "социальная архитектура" всей России, а сквозь современность просвечивает пушкинская эпоха ("чудак Евгений"). Такое смешение эпох характеризует мысль Мандельштама о единстве времени внутри культуры. Культура, как известно, была идеалом поэта, его творчество было направлено на возрождение и укрепление культурных традиций. Затем в сборнике "Камень" (первом сборнике поэта), составленном в хронологическом порядке, следует еще несколько стихотворений, где в каждой строчке предстает Петербург, — неизменный, такой же, каким был до Мандельштама и остался после него: "Петра созданье, Медный всадник и гранит…", "…ветер западный с Невы". Нева, видимо, была особенно дорога сердцу поэта или крепче всего связана с образом самого города. В любом случае она не раз упоминается в белее поздних произведениях, в отличие от архитектурных сооружений, им поэт посвящал не более чем по одному стихотворению. Для Мандельштама очень характерно стихотворение "Адмиралтейство". Здесь звучит акмеистическая формула: "…красота — не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра". Явная параллель с поэтом, который из слов-камней создает свою лирику. Эта идея звучит на протяжении всего раннего периода творчества поэта. Что касается непосредственно Адмиралтейства, то в четырех строфах автор сумел вполне реалистично воссоздать облик здания, и это удивительно при том небогатом наборе слов и образов, который он использовал. Интересен замысел стихотворения: преодоление времени переходит в преодоление пространства, раскрываются три измерения, открывается пятая стихия, не космическая, а рукотворная — красота. При чтении возникают невольные ассоциации с Пушкиным ("Люблю тебя, Петра творенье…"), что ни в коем случае не лишает стихотворение Мандельштама самобытности. Есть у Мандельштама и стихотворение, посвященное Исаакиевскому собору. В нем прозвучали те соображения, которые заставили Мандельштама отказаться от эмиграции. Он распрощался с Римом и Константинополем ради Петербурга, ради Исаакия. Потому что не в иноземные соборы, а именно в родной Исаакиевский "…влечется дух в годины тяжких бед". Здесь сохранилась истинная вера. В более поздних стихах "Петербург" у Мандельштама превращается в "Петрополь". В этом ощущается нечто антично-пушкинское. Но, невзирая на смену наименования, город остается тем же. Все так же бьется о гранит Нева, всё те же стоят величественные здания, соборы, всё новые приходят весны. Однако в отношении Невы появились новые, странные, нотки: Но, как Медуза, невская волна
Мне отвращенье легкое внушает. Все эти лирические размышления неразрывно связаны с тревогой за государство, за преемственность культурного единства. Мандельштам уверен — умирает сам Петербург: В Петрополе прозрачном мы умрем, Где властвует над нами Прозерпина. Мы в каждом вздохе смертный воздух пьем, И каждый час нам смертная година. Это трогательное стихотворение говорит о трепетном, глубоком, неизбывном чувстве к родному городу. Сюда поэт, где бы ни был, стремится как в тихую гавань, как в надежное пристанище ("В Петербурге мы сойдемся снова…", "Я вернулся в свой город, знакомый до слез…"). Стихотворения о Петербурге необходимо разыскивать в лирике Мандельштама по каплям, потому что они раскиданы во времени. Однако сосредоточить их воедино не в такой степени и тяжело, так как они захватывают чрезвычайно незначительную нишу в его творчестве. "Петербургские" произведения нередко являются продолжением любимой архитектурной тематики поэта, ведь за прославлением архитектуры чувствуется любовь и преданность родимому городу. Если посмотреть назад в XX век, то можно с уверенностью произнести, что в России он миновал не столько "под знаком приобретений", сколько "под знаком понесенных утрат". Не физические ценности приобрели мы, не благополучие, не веру в свои силы — мы накопили исторический, человеческий опыт. Не станем предаваться унынию. Потому что даже завершающие двадцать лет, то есть "годы застоя", как их теперь называют, не пропали даром для того, кто "мыслил и страдал", не предал сам себя, кто, не ожидая социальных изменений в обществе, смог превратиться в свободного человека задолго до них.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Осип Мандельштам

Осип  Мандельштам


Сочинение на тему Петербург в лирике Осипа Мандельштама, Мандельштам



Больше всего просматривают

  1. Сочинение моя семья
  2. Сочинение на тему образ Тараса бульбы
  3. Сочинение на тему зимний день
  4. Дубровский сочинение
  5. Сочинение Евгений Онегин образ Онегина
  6. Сочинение на тему недоросль
  7. Сочинение на тему мцыри
  8. Сочинение если бы я был учителем
  9. В чем смысл жизни сочинение
  10. В здоровом теле здоровый дух сочинение
  11. Сочинение на тему зима
  12. Сочинение описание природы
  13. Сочинение о России
  14. Любовь в романе отцы и дети
  15. На поле куликовом анализ
  16. Сравнительная характеристика Онегина и ленского
  17. Образ Пугачева в повести капитанская дочка
  18. Сочинение на тему природа родного края
  19. Сочинение становление личности Петра Гринева
  20. Сочинение на тему весна
  Петербург МандельштамМобильная версия

В здоровом теле здоровый дух сочинение