А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Мастер и Маргарита > ПРОБЛЕМА ЦЕНТРАЛЬНОГО ПЕРСОНАЖА В РОМАНЕ БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
ПРОБЛЕМА ЦЕНТРАЛЬНОГО ПЕРСОНАЖА В РОМАНЕ БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» - сочинение
В романе Булгакова «Белая гвардия» есть интересный эпизод, который перекликается с темой «бесов» в романе «Мастер и Маргарита». Алексею Турбину, который переживает мучительное крушение надежд и упований на былую Россию, явился во сне «маленького роста кошмар в брюках в крупную клетку и глумливо сказал: Святая Русь — страна деревянная, нищая, а русскому человеку честь — только лишнее бремя». На что возмущенный Турбин справедливо обзывает неизвестного «гадиной». Интересно, что слова «гадины» о чести взяты из романа Достоевского «Весы» и принадлежат Кармазинову (под этой фамилией карикатурно и зло выведен Тургенев). В «Белой гвардии» явление «беса» не имеет продолжения, хотя его подлые внушения заставили героя содрогнуться даже во сне. В «Мастере и Маргарите» мы видим уже целую компанию представителей «нечистой силы», и они переходят от слов и наущений — прямо к делу. Однако тон автора спокоен и насмешлив: его явно забавляют проделки Воланда и его слуг. Почему? дело в том, что автор посмеивается над дьяволом, тогда как в литературе ХХ века эта фигура внушала если не ужас, то по крайней мере воспринималась более чем серьезно. Но в тоне автора чувствуется, что он обладает колоссальной внутренней свободой, что он мыслит и живет «по чести», поэтому и он, и пространство его романа — неуязвимы для происков «бесов». Вот он и смеется — без обличительного пафоса, безо всякой «серьезности», которая чаще всего соседствует со страхом перед представителями «темной силы», а в романе боятся ее только те, кто чем- либо себя запятнал.Воланд и его слуги безнаказанно глумятся лишь над теми, кто живет по упомянутому принципу: честь — только лишнее время. Нулгаковская «нечисть» не смеет причинить ни малейшего зла тому, для кого честь — не пустой звук и кто продолжает жить по чести даже тогда, когда разложение нравов и оскудение добродетелей становится чуть ли не нормой. «Весы» Булгакова отыгрывают сна буфетчике с «рыбкой второй свежести» на тех, у кого при Р в тайнике золотые десятки, на профессоре, который забыл о клятве Гиппократа. дело дьявола разрушительно только там, где-то уже совершился. Там, где нет распада, нет и его. Зло в романе — это лишь «часть вечной силы, всегда желавшей зла, творившей лишь благое» как выразился Гете в своем «Фаусте» устами МефистофеляКто же центральный персонаж этого удивительного романа? Те, кто утверждают, что идейный и духовный центр романа Булгакова Иешуа, заблуждаются. Безусловно, Иешуа необходим роману, но реальность Иешуа — совершенно особая, этот образ постоянно выходит за пределы книги. Ведь не случайно Булгаков не дает читателю проникнуть в мысли и чувства Иешуа, он лишь позволяет слышать его слова и видеть, как они становятся деяниями, от которых привычная его современникам повседневная действительность буквально расползается по швам. Образ Мастера в романе уже с самого начала дается завершенным и целостным, а то, что с ним происходит, никак не меняет его характер, темперамент, мировоззрение. То же самое можно сказать о Маргарите. Безусловно, она со всей решительностью прошла тот путь, который выбрала со свойственной ей дерзновенностью и смелостью, но ведь таков был ее характер, ей был необходим лишь толчок в этом направлении, она с самого начала была готовой, созревшей для того, что ей предложила судьба в лице Воланда. К тому же в конце повествования Иешуа, Пилат, Мастер, Маргарита, а также Воланд со своими слугами покидают пространство романа, в котором жили и действовали. В нем остается лишь один персонаж, с которым писатель познакомил нас в самом начале своего повествования, это — Иван Понырев, бывший поэт с псевдонимом Вездомный. Несмотря на то что этот персонаж играет косвенную роль в романе, получается, что фактически все, что происходило с главными героями, так или иначе отразилось на его судьбе. С ним произошло подлинное преображение. Если при своем первом появлении на страницах книги он — самодовольный хам, живущий в свое удовольствие и явно не привычный ни к строгому мышлению, ни к тонкому чувству, то в конце он становится другим. Символом этой разительной перемены становится его отказ от броского псевдонима, который носит подчеркнуто «пролетарский» характер. Он понимает, что у него есть дом, и дом этот — Россия, а отказаться от Родины могут только те, для кого нет ничего высокого, для кого честь — лишнее бремя. Прежде он и сам был таким, а теперь он — «сотрудник Института истории и философии». Эту специальность он выбрал не случайно, ибо история не только связывает человека с прошлым, она делает человека ответственным за прошлое, настоящее и будущее своей страны, своего народа. Иван «унаследовал» от Мастера болезнь, которая в контексте романа, где мы встречаемся с основателем христианства, несет особую смысловую нагрузку. Апостол Навел в 1-м Послании к коринфянам говорит, что «мудрость мира сего есть безумие перед Богом» (3:19). В советской действительности, описанной Булгаковым, все перевернуто вверх дном, а безумие Мастера и Ивана скорее свидетельствует о том, что они отмечены Богом, чтобы нести людям весть о высшей Истине. Перед тем как покинуть этот мир, Мастер целует Ивана на прощание и говорит: «Прощай, ученик!» В этой фразе Булгакова звучит надежда одного из последних представителей старой русской интеллигенции на новую, которой суждено выстрадать свое право на наш общий дом, на Россию.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Мастер и Маргарита

Мастер и Маргарита


Сочинение на тему ПРОБЛЕМА ЦЕНТРАЛЬНОГО ПЕРСОНАЖА В РОМАНЕ БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА», Мастер и Маргарита



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. Сочинение на тему капитанская дочка
  3. В чем смысл жизни сочинение
  4. Сочинение на тему мама
  5. Детство сочинение
  6. Дубровский сочинение
  7. Что значит быть интеллигентным человеком?
  8. Сочинение Тарас бульба
  9. Сочинение про друга
  10. Сочинение о животных
  11. Анализ стихотворения Гумилева
  12. Судьба человека главный герой
  13. Живое пламя сочинение
  14. Образ Катерины в пьесе гроза
  15. Моя будущая профессия
  16. Классный час винграновский
  17. Пастернак зимняя ночь анализ