А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души" Художественные особенности поэмы - сочинение









Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма"Мертвые души", написанная в 1842 г. Первое издание произведения былоназвано "Похождения Чичикова, или мертвые души". Такое название снижало истинное значение этого произведения, переводило в область авантюрного романа, Гоголь нашел на это по цензурным соображениям, для того,чтобы поэма была издана. Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой. Определениежанра стало ясно писателю только в последний момент, так как еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом. Чтобы понять особенности жанра поэмы "Мертвые души", можно сопоставить это произведение с "Божественной комедией" Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя. "Божественнаякомедия" состоит из трех частей. В первой части к поэту является теньдревнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического герояв ад, они проходят все круги, перед их взором проходит целая галереягрешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своейРодины - Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те жекруги ада, но ада России. Недаром название поэмы "Мертвые души" идейноперекликается с названием первой части поэмы Данте "Божественная комедия", которая называется "Ад". Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный - образ России. С этим образом связано "высокоелирическое движение", которым в поэме по временам сменяется комическоеповествование. Значительное место в поэме "Мертвые души" занимают лирическиеотступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых общественных вопросов России. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни. Итак, отправимся за героем поэмы "Мертвые души" Чичиковым в Н. С первых же страниц произведения мы ощущаем увлекательностьего сюжета, так как читатель не может предположить, что после встречиЧичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Читательне может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи построены по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительный (на столе у него лежит книга, открытая на одной и той жестранице, а его вежливость притворна: "Позвольте этого вам не позволять"), но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрываетчертами характера. Но в центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей.По мысли Гоголя это - символ "человека-коробочки", в котором заложенаидея неуемной жажды накопительства. Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчествоГоголя: она выделяется и в сборнике "Миргород", и в комедии "Ревизор".В поэме "Мертвые души" она переплетается с темой крепостничества. Особое место в поэме занимает "Повесть о капитане Копейкине".Она сюжетно связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытияидейного содержания произведения. Форма сказа придает повести жизненный характер: она обличает правительство. Миру "мертвых душ" в поэме противопоставлен лирический образнародной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. Застрашным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душурусского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся впередтройки, воплощающей в себе силы России: "Не так ли и ты, Русь, чтобойкая, необгонимая тройка несешься?" Итак, мы остановились на том,что изображает Гоголь в своем произведении. Он изображает социальнуюболезнь общества, но также следует остановиться на том, как удаетсяэто сделать Гоголю. Во-первых, Гоголь пользуется приемами социальной типизации. Визображении галереи помещиков умело сочетает общее и индивидуальное.Практически все его персонажи статичны, они не развиваются (кромеПлюшкина и Чичикова), запечатлены автором как результат. Этот приемподчеркивает еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи,Плюшкины и есть мертвые души. Для характеристики своих персонажей Гоголь использует и излюбленный прием - характеристика персонажа черездеталь. Гоголя можно назвать "гением детализации", так порой точно детали отражают характер и внутренний мир персонажа. Чего стоит, например, описание имения и дома Манилова. Когда Чичиков въезжал в имениеМанилова, он обратил внимание на заросший английский пруд, на покосившуюся беседку, на грязь и безхозность, на обои в комнате Манилова, толи серые, то ли голубые, на обтянутые рогожей два стула, до которыхтак и не доходят руки хозяина. Все эти и еще много других деталей подводят нас к главной характеристике, сделанной самим автором: "Ни то,ни се, а черт знает, что такое!" Вспомним Плюшкина, эту "прореху начеловечестве", который потерял даже пол свой. Он выходит к Чичикову взасаленном халате, на голове какой-то немыслимый платок, везде запустение, грязь, ветхость. Плюшкин - крайняя степень деградации. И всеэто передается через деталь, через те мелочи жизни, которыми так восхищался А.С.Пушкин: "Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлостьпошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает из глаз,мелькнула бы крупно в глаза всем". Главная тема поэмы - это судьба России: ее прошлое, настоящееи будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России. Этот замысел можно сравнить со второй и третей частями"Божественной комедии" Данте: "Чистилище" и "Рай". Однако этим замыслам не суждено было сбыться: второй том оказался неудачным по идее, атретий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность. Гоголь терялся, задумываясь о будущем России :"Русь, куда же ты несешься? Дай ответ. Не дает ответа".





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души" Художественные особенности поэмы. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мертвые души > Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души" Художественные особенности поэмы
Мертвые души

Мертвые души


Сочинение на тему Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души" Художественные особенности поэмы, Мертвые души