А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Мертвые души > Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души" Художественные особенности поэмы
Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души" Художественные особенности поэмы - сочинение







Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма"Мертвые души", написанная в 1842 г. Первое издание произведения былоназвано "Похождения Чичикова, или мертвые души". Такое название снижало истинное значение этого произведения, переводило в область авантюрного романа, Гоголь нашел на это по цензурным соображениям, для того,чтобы поэма была издана. Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой. Определениежанра стало ясно писателю только в последний момент, так как еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом. Чтобы понять особенности жанра поэмы "Мертвые души", можно сопоставить это произведение с "Божественной комедией" Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя. "Божественнаякомедия" состоит из трех частей. В первой части к поэту является теньдревнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического герояв ад, они проходят все круги, перед их взором проходит целая галереягрешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своейРодины - Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те жекруги ада, но ада России. Недаром название поэмы "Мертвые души" идейноперекликается с названием первой части поэмы Данте "Божественная комедия", которая называется "Ад". Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный - образ России. С этим образом связано "высокоелирическое движение", которым в поэме по временам сменяется комическоеповествование. Значительное место в поэме "Мертвые души" занимают лирическиеотступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых общественных вопросов России. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни. Итак, отправимся за героем поэмы "Мертвые души" Чичиковым в Н. С первых же страниц произведения мы ощущаем увлекательностьего сюжета, так как читатель не может предположить, что после встречиЧичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Читательне может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи построены по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительный (на столе у него лежит книга, открытая на одной и той жестранице, а его вежливость притворна: "Позвольте этого вам не позволять"), но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрываетчертами характера. Но в центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей.По мысли Гоголя это - символ "человека-коробочки", в котором заложенаидея неуемной жажды накопительства. Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчествоГоголя: она выделяется и в сборнике "Миргород", и в комедии "Ревизор".В поэме "Мертвые души" она переплетается с темой крепостничества. Особое место в поэме занимает "Повесть о капитане Копейкине".Она сюжетно связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытияидейного содержания произведения. Форма сказа придает повести жизненный характер: она обличает правительство. Миру "мертвых душ" в поэме противопоставлен лирический образнародной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. Застрашным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душурусского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся впередтройки, воплощающей в себе силы России: "Не так ли и ты, Русь, чтобойкая, необгонимая тройка несешься?" Итак, мы остановились на том,что изображает Гоголь в своем произведении. Он изображает социальнуюболезнь общества, но также следует остановиться на том, как удаетсяэто сделать Гоголю. Во-первых, Гоголь пользуется приемами социальной типизации. Визображении галереи помещиков умело сочетает общее и индивидуальное.Практически все его персонажи статичны, они не развиваются (кромеПлюшкина и Чичикова), запечатлены автором как результат. Этот приемподчеркивает еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи,Плюшкины и есть мертвые души. Для характеристики своих персонажей Гоголь использует и излюбленный прием - характеристика персонажа черездеталь. Гоголя можно назвать "гением детализации", так порой точно детали отражают характер и внутренний мир персонажа. Чего стоит, например, описание имения и дома Манилова. Когда Чичиков въезжал в имениеМанилова, он обратил внимание на заросший английский пруд, на покосившуюся беседку, на грязь и безхозность, на обои в комнате Манилова, толи серые, то ли голубые, на обтянутые рогожей два стула, до которыхтак и не доходят руки хозяина. Все эти и еще много других деталей подводят нас к главной характеристике, сделанной самим автором: "Ни то,ни се, а черт знает, что такое!" Вспомним Плюшкина, эту "прореху начеловечестве", который потерял даже пол свой. Он выходит к Чичикову взасаленном халате, на голове какой-то немыслимый платок, везде запустение, грязь, ветхость. Плюшкин - крайняя степень деградации. И всеэто передается через деталь, через те мелочи жизни, которыми так восхищался А.С.Пушкин: "Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлостьпошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает из глаз,мелькнула бы крупно в глаза всем". Главная тема поэмы - это судьба России: ее прошлое, настоящееи будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России. Этот замысел можно сравнить со второй и третей частями"Божественной комедии" Данте: "Чистилище" и "Рай". Однако этим замыслам не суждено было сбыться: второй том оказался неудачным по идее, атретий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность. Гоголь терялся, задумываясь о будущем России :"Русь, куда же ты несешься? Дай ответ. Не дает ответа".

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Мертвые души

Мертвые души


Сочинение на тему Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души" Художественные особенности поэмы, Мертвые души



Больше всего просматривают

  1. Сочинение на тему капитанская дочка
  2. Сочинение на тему мой лучший друг
  3. Русский язык сочинение
  4. Дубровский сочинение
  5. Сочинение для 2 класса
  6. Сочинение на тему наша земля
  7. Сочинение на тему Дубровский благородный разбойник
  8. Сочинение на тему мой класс
  9. Сочинение о труде
  10. Сочинение про войну
  11. Легко ли быть молодым
  12. Сочинение на тему природа родного края
  13. Подвиг человека на войне сочинение
  14. Правда Луки
  15. Сочинение на тему дружба
  16. Сочинение по рассказу пенсне
  17. Бунин холодная осень анализ
  18. Что значит быть интеллигентным человеком?
  19. Сочинение Тарас бульба
  20. Сочинение кем я хочу стать