А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Мертвые души > Души «мертвые» и «живые» в поэме Н В Гоголя «Мертвые души»
Души «мертвые» и «живые» в поэме Н В Гоголя «Мертвые души» - сочинение
Чичикова, героя гоголевской поэмы, судьба, как из­вестно, не баловала. Были в ней временные взлеты, но были и горькие ощутимые падения. После одного из них вынужден был герой заняться делами поверенного. И вот поручили ему однажды заложить в опекунский совет несколько сот крестьян, в результате чего хозяин должен был получить приличный доход. Дело, казалось бы, простое, но одно озадачило Чичикова: половина названных крестьян вымерла, и он не без основания сомневался, что государство станет платить за них день­ги. И потому, придя в контору, он не без робости осве­домился на этот счет. Но секретарь не нашел здесь даже повода для волнений: по ревизской сказке (переписи населения) они еще числились живыми, следовательно, казна и будет платить деньги за них как за живых да работящих крестьян... Вот из такой нелепицы и родилась невероятная чи­чиковская идея. Воспользовавшись несовершенством закона, он решил приобрести за гроши списки на са­мом деле умерших, но живых по документам крестьян с тем, чтобы заложить их в опекунский совет и полу­чать доход. Таким образом можно было сколотить ог­ромный капитал буквально из ничего. И Чичиков при­нялся за дело... Первоначально под названием поэмы «Мертвые души» подразумевались именно приобретаемые героем списки мертвых крестьян, но со времен заглавие стало воспри­ниматься в переносном смысле, обозначая духовное омер­твение людей живых. Таковыми в книге выступают в первую очередь помещики, у которых и выкупал Чичи­ков умерших крестьян. Из них первым мы встречаемся с Маниловым, чело­веком любезным, улыбчивым, хлебосольным, но ник­чемным. Он давно перестал интересоваться не только тем, что происходит в мире, но и не имеет никакого представления о том, что творится в его владениях: не припомнит, как давно подавали ревизскую сказку, сколько умерло крестьян с тех пор... «Хозяйством нельзя сказать, чтобы занимался, — говорит автор о своем пер­сонаже, — он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою». В гостиной у него стояла прекрасная мебель, обтяну­тая щегольской шелковой материей, но на два кресла ее не хватило, и вот на протяжении нескольких лет кресла эти стоят обтянутые простой рогожей: все как- то некогда заняться ими. В некоторых комнатах вооб­ще не было мебели, хотя в первые дни после свадьбы и говорилось о том, что надо бы их как-нибудь обставить. А женат он был вот уже лет восемь как... Показателем его развития является и заложенная на четырнадцатой странице книжка, которую он «посто­янно читал уже два года»... Если и отдавался чему-нибудь с душой Манилов, так это мечтаниям. Любил он мысленно прорывать подзем­ный ход от своего дома, но куда и с какой целью — оставалось загадкой и для него самого. Также представ­лял он себе замечательный каменный мост, выстроен­ный через пруд, «на котором бы были по обеим сторо­нам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян». Замечательнее всего здесь то, что мост предполага­лось построить не через реку, что имело бы смысл и пользу, а через пруд, который в любом случае можно обойти или объехать. И зачем именно на этом мосту нужно продавать крестьянскую утварь? Удобней ведь прямо на улице.- Но такой уж был человек, практичес­кая цель его совершенно не интересовала, ему важно было летать в эмпиреях. И не случайно имя его стало нарицательным, и обозначают им беспочвенных фанта­зеров и никчемных людей. Яркую личность представляет из себя Ноздрев, «в не­котором отношении исторический человек», потому как ни одно мероприятие с его участием не обходилось без «истории». Ноздрев пышет здоровьем, энергия его бьет через край. Он готов заняться любым делом, но не од­ного из них не доводит до конца. В одну минуту он может предложить в качестве товара жеребца, каурую кобылу, серого коня, пару собак, «бочковатость ребр» которых просто «уму непостижимая», шарманку, брич­ку и так бесконечно. И все это не столько ради корыст­ной цели, сколько из того, что ему нравится сам про­цесс купли-продажи. Это человек, чьи слова при всей расположенности к нему нельзя принимать всерьез. Он врет на каждом шагу не с тем, чтобы обмануть вас с какой-то выгодой для себя, а просто потому, что это стало его натурой. Единственной настоящей страстью Ноздрева были собаки. Только среди них он чувствовал себя «совер­шенно как отец среди семейства». И это при том, что у него было двое ребятишек, которые «решительно ему были не нужны».
Из всей галереи помещиков, представленных Гого­лем, ничтожность и социальное уродство достигает сво­его предельного выражения в образе Плюшкина. Поме­щик, обладатель огромных богатств, он при этом тря­сется над каждым клоком сена, над каждым куском хлеба. Если уж и предложит он гостю стакан чая, то прежде велит кухарке с сухаря к нему соскоблить пле­сень, да крох чтоб не вздумала выбрасывать, а снесла в курятник... если же Плюшкин придет в такое располо­жение, что захочет угостить гостя чем-нибудь покрепче чая, то это непременно будет ликерчик, приготовлен­ный еще супругой-покойницей, куда понапичкались «козявки и всякая дрянь» и который хозяин собствен­норучно очистил от этой гадости... Над Плюшкиным довлеет безгранично одна страсть — накопительство. Оно давно потеряло какой-либо разум­ный смысл, превратившись в своеобразную навязчивую идею. Он с головой уходит в собирание «богатств» в виде кусочка сургуча, тряпки, высохшего лимона, отломан­ной ручки кресла, двух перьев, запачканных чернила­ми, пожелтевшей зубочистки и т. д. За этим занятием он и не обратил внимание на то, как сбежала от него одна дочь, умерла другая, проигрался в карты и, долж­но быть, застрелился сын... Однако, когда приехала к нему дочка, он ее простил, даже дал маленькому внуч­ку поиграть какой-то пуговицей на столе, денег, прав­да, не дал ни копейки. «А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему: столько же оброку должен был принесть мужик, таким же приносом орехов обложена была всякая баба, столько же поставов холста должна была наткать ткачиха, — все это сваливалось в кладо­вые, и все становилось гниль и прореха, и сам он обра­тился наконец в какую-то прореху на человечестве». Образы помещиков, выведенные Гоголем, свидетель­ствуют о том, что такие люди не могут быть ни вопло­щением истинного разума, ни создателями духовных ценностей. Это люди с омертвевшими душами, совер­шенно не способные ни думать о своем отечестве, ни служить его процветанию. На фоне этих паразитов автор показывает и черты народного характера. Хотя он будто и совестится перед читателем, что занимает его внимание «людьми низко­го класса», но тут же объясняет, что «любит чрезвы­чайно быть обстоятельным во всем», и в первую оче­редь показывает слугу Чичикова Петрушу, который «носил всегда с собою какой-то свой особенный воздух», спал, не раздеваясь, и даже имел «благородное побуж­дение к просвещению... Ему нравилось не то, о чем чи­тал он, но больше самое чтение... что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит». Если Петруша всегда отмалчивался, когда барин де­лал ему наставления, то кучер Селифан наоборот счи­тал своим долгом изложить в ответ свою точку зрения. Если Чичиков предупреждал, что бричка вот-вот пере­вернется, Селифан очень рассудительно и обстоятельно ему возражал: «Нет, барин, как можно, чтоб я опроки­нул. Это нехорошо опрокинуть, я уж сам знаю; уж я никак не опрокину». А когда бричка все-таки перевер­нулась, изумленный таким непредвиденным случаем, он после некоторого размышления говорил: «Вишь ты, и перекинулась!» Какое-то грустное и трогательное чувство оставляет одиннадцатилетняя Палашка, показывающая дорогу кучеру, но не различающая, где лево, а где право. Ви­димо, из тех же чувств говорит ей вслед Селифан пе­чально: «Эх ты, черноногая!», когда девочка по грязи побрела обратно в деревню уже довольная тем, что по­сидела на козлах. Бестолковыми кажутся дядя Митяй и дядя Миняй, которые «накаливают» и «пришпандоривают кнутом» спутавшихся лошадей вместо того, чтобы спокойно их развести. С людьми другого склада— ловкими, сноровисты­ми, хорошо знающими свое дело — знакомимся мы в имении Собакевича. Их правда, уже нет в живых, но и после смерти они оставили по себе добрую память. Даже такой медведь, как Собакевич, иной раз приходит в вос­хищение от их работы: «Вот, например, каретник Ми­хеев! — говорит он Чичикову, — ведь больше никаких экипажей не делал, как только рессорные... А Пробка Степан, плотник? я голову прозакладаю, если вы где сыщите такого мужика. Ведь что за силища была! Слу­жи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом!.. Милушкин, кирпичник! мог поста­вить печь в каком угодно доме, Максим Телятников, сапожник, что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного. А Еремей Со- рокоплехин! да этот мужик один станет за всех, в Мос­кве торговал, одного оброку приносил по пятисот руб­лей. Ведь вот какой народ!..» Народ в поэме представлен неоднородный. Рядом с Пробкой Степаном, который «все губернии исходил с топором за поясом и сапогами на плечах, съел на грош хлеба да на два сушеной рыбы, а в мошне, чай, притас­кивал всякий раз домой целковиков по сту», встречаем­ся с Петром Савельевым Неуважай-Корыто, о котором Чичиков невольно задумался: «Мастер ли ты был или просто мужик, и какою смертью тебя прибрало? в каба­ке ли, или середи дороги переехал тебя сонного неук­люжий обоз?». А вот Попов, дворовый человек, грамо­тей, не бравший в руки ножа, но «проворовавшийся благородным образом». В какой-то степени типична, на­верно, судьба Максима Телятникова, который учился сапожному мастерству у немца, бившего его ремнем по спине за неаккуратность и одновременно хвалившего, потому что был он «чудо, а не сапожник». И вот, когда кончилось ученье, завел он себе лавчонку, достал деше­во гнилой кожи и выиграл с каждого сапога вдвое. Но недели через две перелопались его сапоги и выбранили его «подлейшим образом», после чего лавчонка запус­тела, а он пошел «попивать да валяться по улицам, при­говаривая: «Нет, плохо на свете! Нет житья русскому человеку, все немцы мешают...» В поэме Гоголя русский человек представлен разно- планово: с одной стороны, он и пьяница, и лентяй, и бестолков, а с другой — работящ, талантлив, способен переносить любые трудности. И если присутствуют в поэме души «живые», то в первую очередь это относит­ся к людям из народа. Ведь не случайно чичиковский экипаж, собранный и снаряженный ярославским расто­ропным мужиком, управляемый не ямщиком в немец­ких ботфортах, а русским Сёлифаном, в котором и было примечательного, что борода да рукавицы, вырастает в образ птицы-тройки, ставший символом России.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Мертвые души

Мертвые души


Сочинение на тему Души «мертвые» и «живые» в поэме Н В Гоголя «Мертвые души», Мертвые души



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. Анализ стихотворения Гумилева капитаны
  3. В чем смысл жизни сочинение
  4. Русский язык сочинение
  5. Описание внешности человека сочинение
  6. Дубровский сочинение
  7. Сочинение про березу
  8. Сочинение на тему моя малая Родина
  9. Пьеса двенадцать месяцев найти сравнения
  10. Детство сочинение
  11. Мой учитель сочинение
  12. Анализ стихотворения Блока Россия
  13. Сочинение на тему случай из жизни
  14. Сочинение на тему природа родного края
  15. Подвиг человека на войне сочинение
  16. Правда Луки
  17. Заметка в газету по русскому языку
  18. Красота человеческих взаимоотношений
  19. Сочинение 4 класс
  20. Сочинение охрана окружающей среды
  Мертвые и живые души сочинениеМобильная версия

Анализ стихотворения Блока Россия