А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ИДЕЙНО НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ М ГОРЬКОГО (По пьесе “На дне”) - сочинение


Горький неоднократно задумывался над идейно-философской наполненностью понятия “человек”; и авторская оценка его значимости была неизменно связана с уважением и преклонением перед нравственной и духовной силой человека. Ярко это проявилось в ранних произведениях романтической направленности: “Старуха Изергиль”, “Ледоход” и многих других. 

В написанной незадолго до создания пьесы поэме “Человек” герой предстает истинным великаном, чья физическая мощь оправдывается духовными силами, скрытыми в нем. Пьеса “На дне” стала своеобразным итогом раздумий писателя. Однако сама пьеса - это не только декларация авторского понимания человека и его значимости. В произведении Горький вступает в своеобразную литературно-философскую полемику с проповедниками мировоззренческих концепций, в которых человеку отводилась иная роль, нежели та, которую считал единственно возможной автор.

В пьесе представлены три философско-эстетические позиции, выразителями которых являются Бубнов, картузник сорока пяти лет, Лука, странствующий старец, и Сатин, бывший телеграфист.

Бубнов считает, что “все люди на земле лишние...” Находясь “на дне” жизни, он цинично отрицает такие нравственные критерии, как любовь к человеку, сострадание. Так, героя не тревожит смерть Анны, он лишь замечает, что “кашлять, значит, перестанет...”. Бубнову не понятна жалость Луки к ночлежникам. Для него это ложь, какую говорят “перед следователем”. Девиз героя: “Вали всю правду, как она есть!” Но, лишенная всяческой нравственной основы, подобная правда факта являет собой презрение к людям - “щепкам”.

 
Такая позиция была неприемлема для Горького; не случайно в пьесе теория Бубнова занимает сравнительно малое текстовое пространство. Наибольшее внимание в произведении Горький уделяет позиции Луки. С одной стороны, его взгляды глубоко гуманны. В отличие от Бубнова Лука утверждает, что “не всегда правдой душу вылечишь...” Стремясь облегчить жизнь ночлежников, герой вселяет в них веру в возможность лучшей жизни, в освобождение от страданий. Он рассказывает умирающей Анне о загробном мире и рае, который ждет ее; советует Пеплу переселиться в Сибирь вместе с Наташей и там начать новую, честную жизнь без воровства и преступлений; говорит пропойце Актеру о клинике, в которой его вылечат от недуга. Знаменательны две притчи, рассказанные Лукой ночлежникам: о беглом каторжнике и о человеке, “который в праведную землю верил”. В них сконцентрировано основное содержание философии сострадательного гуманизма Луки. Жалея человека, нельзя лишать его веры в собственную “праведную землю”, иначе само существование, по мнению Луки, потеряет смысл. Гуманное сострадание к окружающим породит в их душах ответное добро. Однако, столь человечная внешне, эта теория неприемлема для автора, он раскрывает ее антигуманный смысл. Поверившие в лучшую жизнь герои становятся еще более несчастными. Услышав рассказ Луки о загробном рае, Анна, уже смирившаяся со смертью, снова находит в себе желание жить, но дни ее сочтены. Данный Пеплу совет переехать в Сибирь находит свое воплощение, однако герой попадает туда как каторжанин, будучи обвинен в убийстве. Актер же смог покинуть ночлежку лишь ценой собственной жизни. Вера в “праведную землю” приносит героям лишь большие беды. : Знаменателен тот факт, что образ Луки в изображении Горького не однозначен. С одной стороны, герой назван по имени библейского проповедника Луки, ученика Иисуса, с другой - заключает в себе некоторые дьявольские черты. Герой появляется в середине первого действия, во время разговора ночлежников о продаже совести, а исчезает - в конце третьего действия, никем не замеченный “в суматохе”. Лука будто пытается привнести новую веру в мир ночлежников, говоря, что “во что веришь, то и есть...” Не принимая ни правду факта Бубнова, ни сострадательный гуманизм Луки, Горький вкладывает свое понимание человеческой сути в уста Сатина. Вводя в финале пьесы два его монолога, автор провозглашает свою позицию, которая, завершая произведение, подводит итог своеобразной философской полемике. Сатин понимает истинное содержание теории Луки, чьи слова, рожденные жалостью, были “как мякиш для беззубых”, они оправдывали всю несправедливость и тяжесть жизни. Сатин приходит к выводу, что ложь - религия рабов и хозяев, а правда - “бог свободного человека!”... Если страдание Луки несет в себе унижение для тех, кто пытается убежать от действительности, предпочитая несбыточные мечты, то Сатин провозглашает человека как единственную правду в мире. Человек ответствен за все свои поступки и потому свободен, вся жизнь - это дело “его рук и его мозга”. “Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо!” - заключает Сатин. И в этом основное содержание горьковского отношения к человеку. Писатель выше всего ставит уважение к людям, которое может сделать их сильнее. Для Горького человек “выше сытости”. И лишь будучи “выше” материального благополучия, он достоин уважения, уважения в правде, единственно возможного для “свободного человека”.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ИДЕЙНО НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ М ГОРЬКОГО (По пьесе “На дне”). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > На дне > ИДЕЙНО НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ М ГОРЬКОГО (По пьесе “На дне”)
На дне

На дне


Сочинение на тему ИДЕЙНО НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ М ГОРЬКОГО (По пьесе “На дне”), На дне