Н.А. Некрасов принадлежит к числу тех поэтов, в творчестве которых народная тема является основной и в чьих произведениях четко сформулирована гражданская позиция. "Я лиру посвятил народу своему", - писал Некрасов. О своем стиле Некрасов сказал:
Нет в тебе поэзии свободной,
Мой суровый, неуклюжий стих!
На самом деле «суровость», «неуклюжесть» и явились в поэзии Некрасова тем сознательно выработанным стилем, в котором соединились казавшиеся несоединимыми традиции, жанры, поэтические приемы. Содержание некрасовской лирики весьма разнообразно: судьба народа, долг гражданина, любовь, назначение поэта и поэзии, народные заступники, душевные драмы. И это содержание воплотилось в переосмысленных автором поэтических жанрах и формах, создавших в итоге своеобразный художественный мир Некрасова.
Свой поэтический голос Некрасов нашел в стихах о народе. Уже в раннем стихотворении «В дороге» нашло отражение многое, что будет характерно для его дальнейшего творчества. Стихотворение построено как разговор ямщика и барина, в центре которого - монолог ямщика о своей «злодейке жене». В сущности, это стихотворный рассказ, в котором рассказчиком выступает не автор, а его герой. Позиция автора в таком лирическом тексте не показана открыто, однако его симпатии легко определимы по общей тональности стиха и его поэтической идее:
Да, знать, счастья ей бог не судил:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!
Особое место в лирике Некрасова занимала тема поэта и поэзии. Некрасов провозгласил и последовательно воплотил мысль о том, что поэзия должна служить народу. Он сделал русского крестьянина главным героем своей поэзии, а заступничество, борьбу за его свободу и счастье - главным пафосом своего творчества. Муза Некрасова - это угрюмая «Муза мести и печали». И в предсмертном стихотворении поэт признается в верности ей:
О Муза! я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба —
Не плачь, завиден жребий наш...
Некрасов свято верил, что, его главная тема, тема народная, никогда не состарится и что русский человек не сможет взглянуть без любви
На эту бедную, в крови,
Кнутом иссеченную душу...
Настоящим открытием для русской поэзии стала любовная лирика Некрасова, наиболее ярко воплотившаяся в «панаевском цикле». Здесь, как и во всем творчестве, Некрасов выступил новатором. До сих пор стихи посвящались любви счастливой, любви неразделенной, любви умершей. Некрасов ввел в поэзию любовную ссору, дрязги, мелочи быта - до него это было немыслимо - и сумел показать чувство настолько сильное, что оно преодолевает всю пошлость повседневной жизни:
О слезы женские, с придачей
Нервических, тяжелых драм!
Вы долго были мне задачей,
Я долго слепо верил вам...
Некрасовский подход к любовной лирике оказался настолько убедительным, что повлиял на поэзию XX века, в частности, на Блока, Ахматову.
В зрелые годы Некрасов написал поэму «Тишина». Возвращение в Россию после первого заграничного путешествия вызвало к жизни задушевные некрасовские строки, проникнутые живым религиозным чувством. Они почти не нашли отклика в окружении поэта, в среде демократической интеллигенции. Но Некрасову была дорога эта поэма:
Как ни тепло чужое море,
Как ни красна чужая даль,
Не ей поправить наше горе,
Размыкать русскую печаль!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной...
Поэзия Некрасова занимает особое место в русской литературе. Если Жуковский, Батюшков, Пушкин и их окружение заботились о благозвучии стихотворной речи, призванной отвечать только высоким эстетическим требованиям, то Некрасов сделал установку на «неуклюжий стих», главное предназначение которого в высокой гражданственности.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Своеобразие лирики Н А Некрасова. Поищите еще с сайта похожие.