А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Обломов > Образец сочинения Поиски положительных начал русской жизни
Образец сочинения Поиски положительных начал русской жизни - сочинение
В романе И. А. Гончарова «Обломов» на первом плане жизнь и судьба главного героя — Ильи Ильича Обломова. Его образ заключает в себе широкое обобщение: в нем раскрыты черты характера, порожденного русской патриархальной помещичьей жизнью. Этот образ явился воплощением жизненного застоя, неподвижности, беспробудной человеческой лени. Обломов — это человек, наделенный многими достоинствами и сохранивший главное — совесть, но не нашедший применения своим силам и потому оказавшийся невостребованным российской жизнью. Этот герой породил емкое понятие «обломовщина», живучесть которой убедительно показана в романе. Обломовщина распространилась по деревням и селам крепостнической России, укоренилась в ее столице, она проявляет себя не только в поведении бар, но и в косности чиновников, крепостных крестьян, людей интеллигентный профессий. Обломовское начало живет в Захаре — его крепостном слуге, в гостях героя, в быте вдовы Пшеницыной... Если вся страна будет состоять из таких «обломовых», чьи духовные порывы уничтожила лень, то впереди ее ждут разруха, пошлость и нищета. Такие перспективы, конечно, не могут радовать, и это заставляет автора искать «положительные начала русской жизни». Друг главного героя Андрей Штольц, появляется в финале первой части романа, прерывая знаменитый «Сон Обломова». Он, будучи антагонистом Обломова, тем не менее, во имя давней дружбы пытается расшевелить приятеля, пробудить его к активной жизни, напоминая ему о давних мечтаниях «обжечь ноги на Везувии». Штольц — выходец из мещанского сословия. От отца-немца, технолога и агронома, служившего управляющим имением и крепостной фабрикой, он унаследовал деловитость, аккуратность и точность. Но мать его была русская, и благодаря ее мечтательности, душевности и широте натуры, он вышел из «узенькой немецкой колеи» на дорогу, «которая не снилась ни деду его, ни отцу, ни самому ему». Штольц, с детства привычный к труду, самостоятельности, обладающий волей к достижению цели и бесстрашием перед трудностями, сам пробивает себе дорогу в жизни. Он получил блестящее образование в университете в Москве, затем «сидел на студенческих скамьях в Бонне, в Иене, в Эрлангене», а, выйдя в отставку после службы, «занялся своими делами», активной коммерцией. Он поддерживает связи с чиновниками, со светским обществом. Он много читает, постоянно пополняет и обогащает свои знания. «Образ, содержание, стихия и цель», как он сам определяет идеал своей жизни, — осмысленный труд. Гончаров, создавая образ Штольца, хотел, по-видимому, изобразить положительный идеал нового деятеля России. Он был убежден, что множество Штольцев «должно явиться под русскими именами». Критик Д. Н. Овсянико-Куликовский писал об этом персонаже: «Он человек положительный, натура уравновешенная, чуждая излишеств рефлексии, бодрая, деятельная, жизнерадостная...». Штольц, кроме всего прочего, ведет просветительскую деятельность, говоря о народных школах, об образовании для простых людей. В пользу этого героя говорят и такие его качества, как способность к преданной дружбе и глубокой любви. Штольц идет по жизни «твердо, бодро», он и внешне такой же — «весь составлен из костей, мускулов и нервов». Наконец, главное его качество — непримиримое отношение к обломовщине в любых ее проявлениях. Он же нашел и само это слово «обломовщина». Этот герой «нового века» симпатичен автору. Писатель дает ему «наполненную, волнующую жизнь, в которой цвела неувядаемая весна», дарит ему счастье с Ольгой Ильинской, образ которой овеян изумительной поэзией. Штольц выходит победителем во всех жизненных ситуациях. Но почему-то писатель не показывает нам своего героя в «деле», не изображает его общественного служения и просветительской деятельности. Сохраняя верность жизненной правде, Гончаров отмечает, что Штольц «больше всего боится воображения». «Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе», эгоизм и расчетливость все-таки преобладают над чувствами. Ум Штольца преобладает над сердцем, он контролирует все душевные порывы. В конце концов, он находит для себя успокоение в семейном счастье, тишине и комфорте, решает, что «все найдено, нечего искать, некуда больше идти». Сам автор признавал, что в этом его герое слишком яркими были стремления к приобретательству и «слишком голо выглядела идея». Многие критики усматривали в этом образе типическое, находили его «живым человеком», но большинству из них Штольц не внушал доверия в роли «положительного начала», то есть, как подчеркивал Н. А. Добролюбов, «Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля». Конечно, появление в романе этого «возбудителя жизни» и противника обломовщины привнесли в сюжет романа живость, динамичность и напряженность, но все-таки Штольц, его убеждения и образ жизни — не выход из тупика. Его деятельность направлена на узкопрактические интересы, лишена живого интереса к реальности, лишена тяги к деятельности на благо общества, к искусству. И потому вовсе не он положительный герой романа. По-настоящему положительным героем, а точнее, героиней, является Ольга. Это красивая молодая и энергичная женщина, обладающая необыкновенной простотой и естественностью, женщина, которую влечет к значительным делам, имеющим общечеловеческий смысл. Она лишена жеманства, кокетства, лжи и ми-Щуры. Прислушиваясь к себе, Ольга чувствует, что душа ее «тоскует, будто ей мало было счастливой жизни, будто она уставала от нее и требовала еще новых, небывалых явлений, заглядывала дальше вперед». Штольца пугает этот вулканический огонь натуры Ольги. Он доволен своей жизнью, он не пойдет «с Манфредами и Фаустами», «на дерзкую борьбу с мятежными вопросами», он склонит голову и «смиренно» переживет «трудную минуту...». А вот Ольга, по предположению Д. Н. Овсянико-Куликовского, разочаровавшись в Штольце, «выступит на иной путь, трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод», и в любом забытом уголке сохранит заветы своей молодости. С самого начала романа мы видим огромное сходство между барином и его слугой. Оба они выросли в одном и том же месте, привыкли к определенному образу жизни. Им чуждо было движение, их привлекала тихая, размеренная жизнь, без особо ярких происшествий.
Обломов и Захар неразрывно связаны друг с другом. Как Илья Ильич не смог бы прожить без слуги, который ухаживал бы за ним, так и Захар не смог бы прожить без барина, которому надо было прислуживать. Несмотря на постоянные ссоры и перебранки, Захар истинно любит своего барина и не представляет жизни без него. После же смерти Обломова мы видим плачевное состояние его слуги и понимаем, что жизнь Захара без барина невыносима. «Наш-то кормилец-то, Илья Ильич, — завопил он, — опять помянул его сегодня, царство ему небесное! Этакого барина отнял господь!» Обломов и Захар — дети одного и того же времени, одного и того же явления — «обломовщины». Они живут по определенным устоям, к которым они были приучены с раннего детства. Обломов привык жить как в сказке, чтобы по велению волшебной палочки для него было бы все всегда приготовлено, прибрано и подобрано. Захар же не представлял жизни без барства. И вся эта жизнь с ее медлительным, неподвижным, бездеятельным нравом ярко выражена автором одним лишь только словом — «обломовщина». По ходу развивающихся действий романа все больше и отчетливее вырисовывается нарастающая связь между Ильей Ильичом и Захаром как двумя последними представителями Обломовки, являющейся лишь прекрасным сном, они каждый по-своему свято хранят в душе те «предания старины глубокой», что сформировали их жизни, характеры и взаимоотношения. Даже когда Захар в середине романа женится на кухарке Анисье, значительно более ловкой, умелой и чистоплотной, он старается по возможности не допускать ее к Ильельичу, выполняя сам привычные работы, без которых не мыслит жизни. Исходя из обломовской иронии и жизневосприятия, а также опираясь на ключевые моменты, увиденные нами в тексте, мы с полной уверенностью можем сказать, что Захар «еще больший Обломов, чем сам Илья Ильич». Наиболее ярко это выражено в следующем эпизоде текста: «Обломов с упреком поглядел на него, покачал головой и вздохнул, а Захар равно-душно поглядел на окно и тоже вздохнул. Барин, кажется, [думал: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели я сам...» Образ Захара необходим в романе, без него картина обломовщины была бы неполна.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Обломов

Обломов


Сочинение на тему Образец сочинения Поиски положительных начал русской жизни, Обломов



Больше всего просматривают

  1. Сочинение моя семья
  2. Сочинение на тему образ Тараса бульбы
  3. Сочинение про маму
  4. Дубровский сочинение
  5. Дубровский благородный разбойник сочинение
  6. Что такое счастье сочинение?
  7. Сочинение Тарас бульба 7 класс
  8. Русский язык сочинение
  9. Сочинение на тему первый снег
  10. В чем состоит трагедия жизни Обломова
  11. Сочинение на тему Евгений Онегин
  12. Письмо маме
  13. Татьяна милый идеал Пушкина сочинение
  14. Антисочинение ру
  15. А судьи кто горе от ума
  16. Мои увлечения сочинение
  17. Сочинение Полтава
  18. Описание мамы
  19. Тема любви в отцы и дети