Фантастический город (по роману А Платонова "Чевенгур") - сочинение
Русский писатель Андрей Платонов жил и творил в первую половину прошлого столетия — самый сложный период в истории нашей страны. Словно кто-то свыше распорядился дать эпохе крупных социальных перемен летописца, не похожего ни на одного из известных до этого. Вместе со своим народом А. Платонов пережил и разрушительные войны, и Великую Октябрьскую революцию. Был свидетелем индустриализации страны и коллективизации деревни, ставших как высоким достижением нового общества, так и источником людских страданий.
Признавая жизнь высшей человеческой ценностью, Платонов, в то же время, не всякую жизнь считал достойной человека. И центральной темой его творчества стал поиск истинного смысла бытия, «чтобы печальных и небескорыстных подозрений в целесообразности пребывания человека на земле не возникало».
Самым значительным произведением писателя явился роман «Чевенгур», очень точно воссоздавший многоукладность России в период перехода от «военного коммунизма» к НЭПу. По своим жанровым признакам роман относится к социальной утопии с элементами сатиры.
«Организуем фонтаны, землю в сухой год намочим, бабы гусей заведут, будут у всех перо и пух — цветущее дело!», — эта извечная мечта бедняков о земном рае, переплетаясь с революционными идеями, породила у чевенгурцев своеобразный миф о скором радостном торжестве социализма и коммунизма. Летом 1922 года, после опустошительной Гражданской войны герои размышляют, не признавая никаких протестов, о том, что надо «к новому году поспеть сделать социализм». «Командир полевых большевиков» — Копенкин отдает команду: «Закончи к лету социализм!», на что новоявленные «преобразователи» весело отвечают: «еще рожь не поспеет, а социализм будет готов!».
Для того, чтобы «организовать» социализм, чевенгурцам потребовалось ликвидировать мелкую «буржуазию, расстреляв ее дважды: «после тела у них была расстреляна душа», чтобы уничтожить не только «плоть нетрудовых элементов», но и «запасы накопленной вековой душевности».
Для большей достоверности коммунизма в Чевенгуре собрали всех нищих и горемычных людей, получивших название «прочие». По словам Прошки Двинова они «хуже пролетариата», «не русские, не армяне, не татары, а — никто». Образ «прочих» наводит на грустные мысли о будущем России, о трагедии нации, уничтожившей лучшую свою часть, остаются только «прочие», «никто», люди без родства, памяти и Отечества.
Создав таким образом новое общество, чевенгурцы стали жить ничего не делая, поскольку «труд способствует происхождению имущества, а имущество — угнетению». Кроме того, работа — это «пережиток жадности и эксплуатации». Всю неделю горожане «отдыхают», страдая от безделья, а один раз в неделю — на субботниках, они «на руках» переносят сады и дома ближе к центру города. Для социализма в Чевенгуре работает теперь лишь солнце, «...объявленное... всемирным пролетарием».
Персонажи Чевенгура, как и все герои Платонова — философы. Но их мышление, хотя и довольно образное, еще недостаточно созрело для решения острых социальных вопросов. Вот, например, Чепурной: «В голове его, как в тихом озере, плавали обломки когда-то виденного мира и встреченных событий». Это люди малообразованные, даже самый активный «марксист» признается: «Я и сам его (Маркса) сроду не читал. Так, слышал кое-что на митингах — вот и агитирую».
И вполне естественным выглядит то, что прибывший в город Копенкин, «пока что... не заметил в Чевенгуре явного и очевидного социализма...». Он арестовывает Чепурнова из-за того, что тот бедный народ « коммунизмом не обеспечил ».
Сейчас, когда история того времени переосмыслена, когда каждый может иметь собственное мнение о событиях тех дней, можно сказать, что роман Платонова стал своего рода пророчеством, предупреждением, в гротескной форме показав будущее социалистической страны, построенное руками самых последних и обездоленных пролетариатов. Как по сценарию уничтожался цвет нации в сталинские годы, «кто был ничем», стал «всем», народу периодически объявляли без всяких на то оснований о скором завершении строительства коммунизма. Все это уже было описано Платоновым в его романе, созданном в 1929 году. Но никто не задумался о последствиях построения «идейного» социализма, плоды которого пожинаются и по сей день.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Фантастический город (по роману А Платонова "Чевенгур"). Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Платонов
> Фантастический город (по роману А Платонова "Чевенгур")