А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Фантастический город (по роману А Платонова "Чевенгур") - сочинение

Русский писатель Андрей Платонов жил и творил в первую половину прошлого столетия — самый слож­ный период в истории нашей страны. Словно кто-то свыше распорядился дать эпохе крупных социальных перемен летописца, не похожего ни на одного из из­вестных до этого. Вместе со своим народом А. Плато­нов пережил и разрушительные войны, и Великую Октябрьскую революцию. Был свидетелем индуст­риализации страны и коллективизации деревни, ставших как высоким достижением нового общества, так и источником людских страданий.

Признавая жизнь высшей человеческой ценно­стью, Платонов, в то же время, не всякую жизнь счи­тал достойной человека. И центральной темой его творчества стал поиск истинного смысла бытия, «что­бы печальных и небескорыстных подозрений в целе­сообразности пребывания человека на земле не возни­кало».

Самым значительным произведением писателя явился роман «Чевенгур», очень точно воссоздавший многоукладность России в период перехода от «военного коммунизма» к НЭПу. По своим жанровым признакам роман относится к социальной утопии с элементами сатиры.

«Организуем фонтаны, землю в сухой год намочим, бабы гусей заведут, будут у всех перо и пух — цветущее дело!», — эта извечная мечта бедняков о земном рае, переплетаясь с революционными идеями, породила у чевенгурцев своеобразный миф о скором радостном торжестве социализма и коммунизма. Летом 1922 года, после опустошительной Гражданской войны герои размышляют, не признавая никаких протестов, о том, что надо «к новому году поспеть сделать со­циализм». «Командир полевых большевиков» — Копенкин отдает команду: «Закончи к лету социализм!», на что новоявленные «преобразовате­ли» весело отвечают: «еще рожь не поспеет, а социа­лизм будет готов!».

Для того, чтобы «организовать» социализм, чевенгурцам потребовалось ликвидировать мелкую «бур­жуазию, расстреляв ее дважды: «после тела у них была расстреляна душа», чтобы уничтожить не толь­ко «плоть нетрудовых элементов», но и «запасы нако­пленной вековой душевности».



























 
Для большей достоверности коммунизма в Чевенгуре собрали всех нищих и горемычных людей, полу­чивших название «прочие». По словам Прошки Двинова они «хуже пролетариата», «не русские, не армя­не, не татары, а — никто». Образ «прочих» наводит на грустные мысли о будущем России, о трагедии нации, уничтожившей лучшую свою часть, остаются только «прочие», «никто», люди без родства, памяти и Оте­чества. Создав таким образом новое общество, чевенгурцы стали жить ничего не делая, поскольку «труд способ­ствует происхождению имущества, а имущество — угнетению». Кроме того, работа — это «пережиток жадности и эксплуатации». Всю неделю горожане «отдыхают», страдая от безделья, а один раз в неде­лю — на субботниках, они «на руках» переносят сады и дома ближе к центру города. Для социализма в Че­венгуре работает теперь лишь солнце, «...объявлен­ное... всемирным пролетарием». Персонажи Чевенгура, как и все герои Платоно­ва — философы. Но их мышление, хотя и довольно об­разное, еще недостаточно созрело для решения ост­рых социальных вопросов. Вот, например, Чепурной: «В голове его, как в тихом озере, плавали обломки ко­гда-то виденного мира и встреченных событий». Это люди малообразованные, даже самый активный «марксист» признается: «Я и сам его (Маркса) сроду не читал. Так, слышал кое-что на митингах — вот и агитирую». И вполне естественным выглядит то, что прибыв­ший в город Копенкин, «пока что... не заметил в Че­венгуре явного и очевидного социализма...». Он аре­стовывает Чепурнова из-за того, что тот бедный народ « коммунизмом не обеспечил ». Сейчас, когда история того времени переосмысле­на, когда каждый может иметь собственное мнение о событиях тех дней, можно сказать, что роман Плато­нова стал своего рода пророчеством, предупреждени­ем, в гротескной форме показав будущее социалисти­ческой страны, построенное руками самых последних и обездоленных пролетариатов. Как по сценарию уничтожался цвет нации в сталинские годы, «кто был ничем», стал «всем», народу периодически объявля­ли без всяких на то оснований о скором завершении строительства коммунизма. Все это уже было описано Платоновым в его романе, созданном в 1929 году. Но никто не задумался о последствиях построения «идейного» социализма, плоды которого пожинаются и по сей день.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Фантастический город (по роману А Платонова "Чевенгур"). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Платонов > Фантастический город (по роману А Платонова "Чевенгур")
Андрей Платонов

 Андрей  Платонов


Сочинение на тему Фантастический город (по роману А Платонова "Чевенгур"), Платонов