А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Пушкин > Стилистическая функция славянизмов в творчестве Пушкина
Стилистическая функция славянизмов в творчестве Пушкина - сочинение
Вторая большая стилистическая функция славянизмов в творчестве поэта - это создание исторического и местного колорита. Во-первых, это воссоздание стиля античной поэзии (что более характерно для ранних стихотворений Пушкина («Лицинию», «Моему Аристарху, «Гроб Анакреона», «Послание Лиде», «Торжество Вакха», «К Овидию»), но и в поздних сочинениях поэта славянизмы выполняют эту стилистическую функцию: «На перевод Илиады», «Мальчику», «Гнедичу», «Из Афенея», «Из Анакреона», «На выздоровление Лукулла»). Например: * Мудрый после третьей чаши * Все венки с главы слагает * И творит цж возлиянья * Благодатному Морфею. * («Из Афенея») * Юношу, горько рыдая, ревнивая дева бранила. * К ней на плечо преклонен, юноша вдруг задремал, * Дева тотчас умолкла, сон его легкий лелея, * И улыбалась ему, тихие слезы лил. * («Из Анакреона») Во-вторых, славянизмы используются Пушкиным для более достоверной передачи библейских образов. Он широко употребляет библейские образы, синтаксические конструкции, слова и словосочетания библейской мифологии. * В крови горит огонь желанья, * Душа тобой уязвлена, * Лобзай меня: твои лобзанья * Мне слаще мирра и вина. * Склонись ко мне главою нежной, * И да почию безмятежный, * Пока дохнет веселый день * И двигнется ночная тень. Можно сравнить со строками из Библии: Да лобжет мя от лобзаний уст твоих: яко блага сосца твоя паче вина, и вона мирра твоего паче всех аромат. Повествовательный, приподнятый тон многих стихотворений Пушкина создается за счет синтаксических конструкций, свойственных Библии: сложное целое состоит из ряда предложений, каждое из которых присоединяется к предыдущему с помощью присоединительно-усилительного союза И. * И внял я неба содроганье, * И горний ангелов полет, * И гад морских подводный ход,
* И дольней лозы прозябанье, * И он к устам моим приник * И вырвал грешный мой язык, * И празднословный, и лукавый, * И жало мудрыя змеи * В уста замершие мои * Вложил десницею кровавой… В- третьих, славянизмы используются Пушкиным для создания восточного слога («Подражание Корану», «Анчар»). В-четвертых - для создания исторического колорита. («Полтава», «Борис Годунов», «Песнь о вещем Олеге»). Например, в монологе Бориса Годунова: * Ты, отче патриарх, вы все, бояре, * Обнажена душа моя пред вами: * Вы видели, что я приемлю власть * Великую со страхом и смиреньем.., * О праведник! О мой отец державный! * Воззри с небес на слезы верных слуг! Нередко ироническое и комическое употребление славянизмов и в художественной прозе Пушкина. Например, в «Станционном смотрителе»: «Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына… Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу… блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости». Не чужд комического и сатирического употребления «славянизмов» и поэтический язык Пушкина, особенно язык шутливых и сатирических стихотворений и поэм («Гавриилиала») и эпиграмм. В качестве примера можно привести эпиграмму «На Фотия»: * Полу-фанатик, полу-плут; * Ему орудием духовным * Проклятье, меч, и крест, и кнут. * Пошли нам, господи, греховным, * Поменьше пастырей таких, * Полу-благих, полу-святых. Славянизмы на протяжении всей творческой деятельности Пушкина являются неотъемлемой частью лирики поэта. Если в раннем творчестве для создания поэтического образа славянизмы привлекались чаще других слов, то в зрелых произведениях, как и в современной поэзии, художественный образ мог создаваться за счет особых поэтических слов, русских и старославянских по происхождению, и за счет нейтральной, общеупотребительной, разговорной лексики. В обоих случаях мы имеем дело с пушкинскими стихами, не имеющими себе равных в русской поэзии. Большой удельный вес имеют славянизмы в стихотворениях «Погасло дневное светило…», «Черная шаль», «Гречанка», «К морю», «Ненастный день потух…», «Под небом голубым…», «Талисман». В лирических произведениях «Ночь», «Все кончено», «Сожженное письмо», «К А. П. Керн», «Признание», «На холмах Грузии…», «Что в имени тебе моем?…», «Я вас любил…» поэтический образ создается за счет общеупотребительной русской лексики, что не только не лишает произведения силы эмоционального воздействия на читателя, но заставляет читателя забывать о том, что перед ним художественное произведение, а не действительное, искреннее лирическое излияние человека. Подобных поэтических сочинений русская литература до Пушкина не знала. Таким образом, выбор церковнославянского или русского выражения основывается у Пушкина на принципиально иных принципах, чем у его предшественников. Как для «архаистов» (сторонников «старого слога»), так и для «новаторов» (сторонников «нового слога») важна ровность стиля в пределах текста; соответственно, отказ от галлицизмов или от славянизмов определяется стремлением к стилистической последовательности. Пушкин отвергает требование единства стиля и, напротив, идет по пути сочетания стилистически разнородных элементов. Для Ломоносова выбор формы (церковнославянской или русской) определяется семантической структурой жанра, т.е. в конечном счете славянизмы соотносятся с высоким содержанием, а русизмы - с низким, эта зависимость осуществляется опосредствованно (через жанры). Пушкин начинает как карамзинист, в его творчестве явно прослеживается карамзинистский «галло-русский» субстрат, и это обстоятельство определяет характер сближения «славянской» и «русской» языковой стихии в его творчестве. Однако позднее Пушкин выступает как противник отождествления литературного и разговорного языка - его позиция в этом отношении близка позиции «архаистов».

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Александр Пушкин

Александр  Пушкин


Сочинение на тему Стилистическая функция славянизмов в творчестве Пушкина, Пушкин



Больше всего просматривают

  1. Сочинение о маме
  2. Моя будущая профессия
  3. Дом моей мечты сочинение
  4. Сочинение о войне
  5. Моя любимая телепередача
  6. Сочинение на тему весна
  7. Что такое счастье сочинение?
  8. Смысл названия Романа отцы и дети
  9. На поле куликовом Блок анализ
  10. Описание внешности человека сочинение
  11. Дубровский сочинение
  12. Образ Воланда
  13. Сочинение на тему гроза
  14. Сочинение на тему моя малая Родина
  15. Сочинение на тему добро
  16. Тургенев русский язык
  17. Сказка дед мазай и зайцы читать
  18. Смысл названия Романа тихий Дон
  19. Друг познается в беде сочинение
  20. Сочинение на тему наша земля