А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Философско сатирические мотивы в лирике А С Пушкина (анализ одного стихотворения) - сочинение

Творчество А. С. Пушкина, великого национального поэта, настолько разнообразно и многогранно, что современный читатель даже не в состоянии перечислить всех особенностей его произведений. Но в одном можно быть твердо уверенным: содержание и форма пушкинских произведений отточены до [совершенства и ни в коей мере не уступают друг другу. Простота, лаконичность и мудрость обязательны для каждого стихотворения, написанного поэтом. Необычайная легкость, сплетаясь с глубинным смыслом и изящным звучанием, образует ткань стихотворения.

Поэзия — мир души лирического героя, ум которого воспринимает и под особым углом отражает реальность. В стихах «кудрявого гения» преобладает солнечное настроение, в них нет места черной меланхолии, депрессии, апатии и отчуждению. Даже грусть автора подобна легкому облачку, сквозь которое проходят лучики надежды на торжество добра и гуманной истины. Исходя из этого, можно сказать, что поэзия Пушкина наполнена лучезарным светом. Задача читателя — разгадать тайну очарования стиха и попытаться понять, что хотел сказать автор, употребляя то или иное слово. Но не так важен смысл отдельно взятых слов — гораздо сложнее увязать содержание стихотворения с его проблематикой. Находит ли сам автор ответ на интересующие его вопросы? Скорее всего, да. Взять хотя бы философско-сатирическое стихотворение «На выздоровление Лукулла (Подражание латинскому)», где концовка резко контрастирует с настроением большей части этого произведения.

Но невозможно понять произведение, не зная истории его создания. «На выздоровление Лукулла» было написано в 1835 г. А, как известно, 1824-1825 гг. — период переосмысления Пушкиным действительности, по сути, рубеж, отделяющий романтическую лирику от реалистической. В этом стихотворении мы видим типичную картину жизни позднеримских правителей и подробно знакомимся с окружением Лукулла. Еще современниками Пушкина жанр этого стихотворения был определен как сатира — на графа Шереметьева и его наследника, Уварова. И действительно, дела обстояли почти так же, как пишет Пушкин. Шереметьев выздоровел, и все ухищрения наследника, усилия завладеть несметным богатством оказались напрасны.

Эта точка зрения, ввиду необычайного остроумия и смелости гениального автора, не отвергается. Но есть и другой подход к толкованию произведения. Может быть, Пушкин, не имея в виду аналогии между различными историческими эпохами, написал «Подражание латинскому», повинуясь своей привычке обращения к иностранным сюжетам; то есть если считать стихотворение посвященным античности, то его можно отнести к философской лирике. 

Название дает нам тему стихотворения, форма напоминает античные стихи.Мы видим симпатию Пушкина по отношению к Лукуллу и искреннее сожаление о его болезни. По одному слову «угасал» уже можно представить, что главный герой буквально тает на глазах, подобно воску свечи, капля за каплей. И поневоле на основе первых двух строк у читателя появляется жалость, смешанная с искренним сочувствием и грустью. «Плач друзей печальных» говорит о том, как дорог был им этот молодой человек. А читатель в недоумении: неужели добрый автор без суда и следствия погубит героя в самом начале? Но Пушкин не таков. Он захватывает внимание и нагнетает обстановку. Опасность болезни становится очевидной с появлением образа смерти. Он сравнивает ее с «заимодавцем терпеливым». Понятно, что смерть не вписывается в роскошную обстановку жилища римского богача, предназначенную для веселого времяпрепровождения. Ясность и блеск хрусталя противопоставляются померкшей от присутствия смерти комнате. Окончательно пугает и молчаливая передняя, где нет надежных затворов, способных задержать приход смерти. И вот она здесь и ждет, терпеливо бесстрастно. Нам становится страшно за судьбу Лукулла. Долго ли еще ему придется терпеть муки? Положение усугубляется безысходностью сложившейся ситуации: «Врачи угрюмые шептались». Но постель умирающего окружена не только врачами. Здесь присутствуют и нахлебники, цирцеи, лица которых омрачены не горем смерти хозяина, а страхом перед будущим, неустойчивостью своего полаі ния — кто еще будет так щедр, кто будет устраивать лукулловы пиры и заботиться о них.



 
Одни лишь рабы оставались верны некогда щедрому господину. Только эти неграмотные, до смерти запуганные люди не изменили ему и не думали о себе в этот тяжелый момент. Пушкин намеренно интригует читателя посредством употребления словосочетания «тайные суя I бы». Оно и дарит надежду, и пугает туманной развязкой. А между тем над умирающим нависла еще одна опасность — его наследник-хищник, «ворон к мер К твечине падкий», вероятно бывший ранее в тени богатого родственника. Он не чувствовал ни жалося ни уважения к умирающему. Наследник мысленно торопил время: бледнел и трясся. Пушкин говорит о том, насколько недалек этот человек. Единственное желание наследника— сделаться вельмож чтобы не быть хуже других, наслаждаться богатством, положением в обществе, иметь права сильного мира сего. Что и говорить, он уже начал жить по новым правилам. Но здесь выясняется нечто новое. Неухм главный герой спасен? Да, будучи между жизнью и смертью, Лукулл «воскрес». Чудо произошло же дальше? Каждый отреагировал по-своему. Настоящие друзья сочли подарком небес возвращен Лукулла на землю. Их ликование не поддается описанию («в ладони хлопая, ликуют»), а недоброжелатели потупили взоры. Таким образом, Пушкин поделился с читателем своими размышлениями о бренности жизни, богатства, дружбы, об искренности. И, несмотря на темные краски, которыми автор начинает стихотворение, он остается верен себе. «Белое» у него возобладает над «черным», он верит: свет побей мрак, и даже после смерти будет жив тот, кто любил, так как он долго будет любим и почитаем теми* о нем помнит. Такая судьба постигла и автора. Он имел «бесценный» дар, был благословлен богами. Пуша «воскрес» в своих стихах и сердцах людей, читающих его произведения.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Философско сатирические мотивы в лирике А С Пушкина (анализ одного стихотворения). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Пушкин > Философско сатирические мотивы в лирике А С Пушкина (анализ одного стихотворения)
Александр Пушкин

Александр  Пушкин


Сочинение на тему Философско сатирические мотивы в лирике А С Пушкина (анализ одного стихотворения), Пушкин