А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Сочинения > Сочинение по произведениям древнерусской литературы > Легендарно исторические сказания в древнерусской литературе
Легендарно исторические сказания в древнерусской литературе - сочинение
Легендарно-исторические сказания, получившие широкое распространение в XIV-первой половине XV в.; в жанровом отношении стоят на грани жития и повести. Реальные события к сказаниях этого типа получают легендарно-мистическое истолкование. Связанные с одним лицом и объединенные в единый текст, они воспринимались и обозначались как жития. Ниже мы рассмотрим как образец этого жанра легендарно-исторические сказания о новгородском архиепископе Иоанне, которые в объединенном виде составляют «Житие Иоанна Новгородского». Сказания об Иоанне Новгородском. В политической и идеологической жизни Новгорода всегда большую роль играл новгородский архиепископ. Первым новгородским архиепископом (до него высший церковный иерарх Новгорода имел сан епископа) стал Иоанн. Иоанн (годы архиепископства - с 1165 по 1186 г.) пользовался большой популярностью у новгородцев как при жизни, так и после смерти, и с его именем связано несколько легенд, возникших в разное время. Это «Сказание о битве новгородцев с суздальцами», «Сказание о путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим», «Сказание об обретении мощей Иоанна» и «Сказание о Благовещенской церкви». Остановимся на двух первых из них, наиболее интересных в литературном отношении1. «Сказание о битве новгородцев с суздальцами». Сюжетом этого «Сказания» послужил поход на Новгород в 1170 г. суздаль-цев под предводительством Мстислава (сына Андрея Боголюб-ского), окончившийся победой новгородцев. «Сказание» основано на устной легенде и краткой летописной записи об этом событии в Новгородской первой летописи. Как письменное произведение оно возникло в 40-50-х гг. XIV в.2. Новгород осажден суздальцами. Архиепископ Иоанн молится ночью в своей келье о спасении города. Он слышит голос, повелевающий ему вынести на «забрала» города икону божьей матери из Ильинской церкви (церкви Спаса на Ильине, расписанной в конце XIV в. Феофаном Греком). Во время штурма города суздальцами в икону, поставленную на городской стене и обращенную к осаждающим, попадают стрелы, икона поворачивается ликом к городу3 и плачет. Суздальцев покрывает тьма, и они избивают сами себя. В «Сказании» дается красочное описание крестного хода с иконой, когда ее несут на стены осажденного города. Заносчивость и гордыня суздальцев подчеркиваются словами о том, что еще до захвата города они разделили между собой новгородские улицы, чтобы грабить и убивать жителей. Слезы богородицы, чтобы они не упали на землю, Иоанн собирает в свою фелонь . (ризу). Все эти яркие образы производили сильное впечатление на читателей и слушателей «Сказания», о чем красноречиво свидетельствует отражение этого сюжета в изобразительном искусстве древнего Новгорода. До нас дошли две иконы XV в. и несколько икон более позднего времени, посвященных рассмотренному сюжету. На иконе (она носит в науке название «Знамение от иконы Богородицы») последовательно изображены все эпизоды «Сказания». Наиболее совершенной в художественном отношении является икона середины - второй половины ..XV в., находящаяся в настоящее время в Новгородском музее. «Сказание о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим». Легенда о сказочном путешествии Иоанна на бесе возникла, по-видимому, очень рано, время же создания «Сказания», основанного на этой легенде, точно установить невозможно (вероятно, не позже 1440 г., когда Иоанн был признан местно-чтимым святым). Однажды во время ночной келейной молитвы Иоанна бес решил устрашить святого и отвлечь его от богоугодного дела: ой залез в рукомойник Иоанна и стал там плескаться2, но Иоанн, осенив рукомойник крестным знамением, «заклял» в нем беса. I! награду за освобождение бес за одну ночь доставляет Иоанна В Иерусалим и возвращает в Новгород. Бес требует, чтобы Иоанн никому не рассказывал об этом путешествии. Однако Иоанн проговаривается, не называя, правда, своего имени. Бес мстит за это святому: то в облике девицы он выходит из его кельи на глазах у новгородцев, то, когда именитые новгородцы посещают Иоанна, бес «мечтанием» заставляет их . видеть в келье архиепископа принадлежности женской одежды. Новгородцы обвиняют своего духовного пастыря в блуде и решают изгнать его из Новгорода. Иоанна сажают на плот и пускают этот плот по Волхову. Но плот, никем не управляемый, плывет против течения к Юрьевскому монастырю. Убедившись в невиновности Иоанна и в том, что все их подозрения - бесовские наветы, новгородцы, идя по берегу вслед за плотом, умоляют архиепископа вернуться в Новгород. Легенда об Иоанне, заклявшем крестным знамением беса и заставившем его служить себе, восходит к сказочному фольклору Древней Руси. Этот сказочно-легендарный мотив широко распространен в мировом фольклоре. В «Сказании» нашли отражение черты новгородского быта, ярко проявляется местный колорит. «Сказание» отличается динамичностью, остротой сюжета, реалистичностью изображения событий. Чудесен лишь сам факт, но передан он с жизненными и реальными деталями. Это сближает рассказ о путешествии Иоанна со сказкой. Описание мести беса близко к сказке и своим юмором, и своеобразным лукавством. Эпизод с бесом, заключенным в сосуде, встречается в древнерусском «Житии Авраамия Ростовского» (XV в.). Рассказ о мести беса, сходный в ряде ситуаций с соответствующей частью рассказа о путешествии Иоанна на бесе, есть в древнерусской повести «О Василии, епископе Муромском» (середина XVI в.). Оба этих памятника вторичны по отношению к «Сказанию об Иоанне Новгородском». Характерной чертой новгородских легендарно-исторических сказаний является их своеобразная «документальность». Они не только соотнесены с конкретными историческими лицами и событиями, но подтверждаются и «вещественными документациями»: икона, выносившаяся на стены города в 1170 г., рукомойняк Иоанна. Легендарно-исторические сказания древнего Новгорода дошли до нас, как правило, в составе житий святых, в составе новгородских летописей. Как замечает Д. С. Лихачев, наиболее популярные, широко распространенные легендарные сказания, известные всем, «не было нужды фиксировать и заносить в рукописи… Лишь необходимость ввести то или иное сказание в богослужение, в летопись, обработать его литературно могла спасти его от забвения». Это дает основание утверждать, что в устной традиции, а возможно, и в не дошедших до нас записях бытовало большое количество легендарных преданий и только незначительная часть их сохранилась в виде легендарно-исторических сказаний. Литература XIV - первой половины XV в. отражает события и идеологию времени объединения княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы, образования русской народности и постепенного складывания Русского централизованного государства. Основными жанрами литературы, как и в предшествующие периоды, являются летописание и агиография. Возрождается жанр хождений. Широкое распространение получает жанр легендарно-исторических сказаний, сближающий агиографический жанр с сюжетным повествованием. Как в составе летописей, так и независимо от летописания создаются исторические повести и сказания, наиболее широко представленные памятниками Куликовского цикла. Летописание в этот период интенсивно развивается, усиливается политическое и публицистическое значение летописей. Летописание приобретает общерусский характер, и центром его становится Москва. Летописи включают в себя в большом количестве материалы летописания всех русских земель, пополняются разнообразными летописными материалами - повестями, сказаниями, житиями, документами. Летописание становится мощным идеологическим орудием в политической борьбе за объединение русских земель вокруг Москвы, за создание единого централизованного государства.


Если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском

Сохранить сочинение:

Сочинение по произведениям древнерусской литературы

Сочинение по произведениям древнерусской литературы


Сочинение по теме Легендарно исторические сказания в древнерусской литературе, Сочинение по произведениям древнерусской литературы


Сочинения по теме

Бунин стихотворение ночь Сочинение моя любимая сказка Сочинение на тему красота природы Сочинение на тему лес осенью Сочинение на тему мой учитель Сочинение на тему описание помещения Сочинение на тему родной язык Сочинение на тему сентябрь Сочинение на тему учитель
  Мобильная версия  

Образ тихона в пьесе гроза Сочинение на тему золотая осень Сочинение на тему осень Сочинение по картине васнецова баян Сочинение по картине после дождя Сочинение по пословице