А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Б Лепкий — активный участник общественной жизни - сочинение

По окончании Львовского университета (в 1895 г.) — опять Бережаны, гимназия, где Богдан Лепкий становится учителем украинского и немецкого языка и литературы. Он быстро получает авторитет среди коллег (немало из них еще недавно были его учителями), уважение среди гимназистов блестящими лекциями, уравновешенностью, стремлениям внести свежую струю в преподавание, познакомить слушателей с новинками литературы. Знакомая культурно-художественная среда, близость к родительскому жилищу — все это создавало благоприятный климат для творчества. Целый ряд стихотворений, рассказов («Встреча», «Для брата», «В куда глаза глядят», «Чудак»), переводов, литературно-критических студий (исследование о творчестве М. Конопницкой), — результат многолетнего бережанского периода. Попробовал писатель свои силы и в жанре драматургии, написав пьесу «За хлебом», которую поставил театр «Русской беседы».

Рамки провинциального местечка Бережаны, отдаленной и оторванной от центров культурной жизни Галичины, были узковатыми для Б. Лепкого, здесь не мог развернуться на полную силу его талант, не могла реализоваться его многогранная литературная заинтересованность. Поэтому когда в начале 1899 г. в Кракове в Ягеллонском университете был открыт лекторат украинского языка и литературы, преподавать эти предметы был приглашен Богдан Лепкой. И вот осенью в 1899 г. он переезжает сюда с молодой женой Олесей, которую кто-то из польских писателей, приятелей Богдана, назвал византийской матерью божьей. С Краковом отныне будет связана почти вся творческая жизнь писателя.

Хоть Краков был как будто контрастом тихим Бережанам, но как раз к этому и стремилась душа писателя, и он активно нырнул в водоворот общественной и культурной жизни. Молодой украинский литератор быстро подружился с польскими писателями С. Виспянским, В. Орканом, К. Тетмайером, интересовался творчеством участников литературной организации «Молодая Польша», хотя далеко не во всем разделял их эстетичные взгляды. Живя в Кракове. Богдан Лепкий не чувствовал себя оторванным от украинской культурной жизни. Стоит вспомнить, что в Краковском университете — одном из самых старых в Европе, уже в XVI веке учились да и преподавали украинцы.

Во времена Б. Лепкого украинское общество было здесь достаточно численным, насчитывалось до 40 лиц. Собирались по вечерам по субботам в читальне «Просветительство», обсуждали новости литературы, пели, танцевали. Вскоре жизнь Лепких на Зеленой, 28 стала своеобразной «украинской амбасадой» в Кракове. Сюда часто приходили Василий Стефаник, Остап Луцкий, Кирилл Студинский, Михаил Бойчук, Кирилл Трилевский, Михаил Жук, Вячеслав Липинский и другие известные общественные деятели, художники, писатели.

По пути в Италию гостевал у Лепких Михаил Коцюбинский, бывали у него писательница Ольга Кобылянская, фольклорист Федор Вовк.

В среде участников львовской литературной группы «Молодая муза», к которой он тоже принадлежал, его называли профессором, хоть был он ненамного старшим Петра Карманского или Василия Пачевского, а Михаила Яцкива — всего на год. Но этому почтенному профессору кусок хлеба давался нелегко: кроме работы в университете, где был на должности лектора, приходилось преподавать в частных гимназиях, выступать с лекциями на разных курсах. А здесь еще неожиданно в 1901 г. умер отец, и нужно было помогать матери, которая осталась еще с четырьмя младшими братьями и сестрами. Для литературной работы оставались ночи, какие Лепкий пытается использовать максимально, оставаясь наедине с собой.

Одна за другой выходят книжки его рассказов «Из села» (1898), «Рассказ», «Счастливый час» (1901), «В глухом кутьи» (1903), «По пути жизнь» (1905), «Роняю слова» (1911); сборники стихотворений «Ленты» (1901), «Листки падают», «Осень» (1902), «На чужбине» (1904), «Из глубин души» (1905) «Для идеи» (1911), «С моря» (1913); литературоведческие исследования «Василий Стефаник» (1903), «Набросок истории украинской литературы» (1904), «Маркиян Шашкевич» (1910), «О жизни большого поэта Тараса Шевченко» (1911), переводы польским языком «Слова о полку Игоревом» (1905, перевод этот, кстати, высоко оценил И. Франко) и сборники рассказов М. Коцюбинского «В путах шайтана» (1906)...

Этот далеко не полный перечень изданий свидетельствует прежде всего о широте творческих интересов писателя и его исключительную работоспособность. Его собственные произведения начинают переводить польским, русским, чешским, немецким, угорским и сербским языками.

Постепенно начало облегчаться материальное положение (Б. Лепкий сдал экзамены на профессора гимназии и, кроме этого, стал доцентом курсов для совершенствования квалификации учителей).

Б. Лепкий — активный участник общественной жизни, выступает на вечерах, посвященных выдающимся деятелям культуры М. Шашкевичу, Т. Шевченко, М. Лисенку, И. Франку.

Но началась первая мировая война...

Военные события застали семью Лепких в курортном поселке Яремча на Гуцульщине. Но быстро здесь стало опасно. В яремчанской гостинице остались третий том истории украинской литературы и историческая драма «Мотря», какие пропали, потому что гостиница вскоре взлетела на воздух.




 
Сначала через Карпаты Б. Лепкий с семьей пробрался в Венгрию, где месяц пробыл в местечке Шатмары, а оттуда через Пешт направился в Вену. Столица до недавнего времени Австро-венгерской империи совсем потеряла свой прежний шарм, превратилась в вавилонское столпотворение. Откуда только не было здесь людей! Вот и Лепкий встретился с приятелями «молодомузыкантами» Петром Карманским и Василием Пачевским, а также из Ф. Колессой, В. Щуратом, О. Кульчицкой, К. Студинским и другими давними знакомыми. Начали налаживать издательское дело — выдавать брошюры, календарь, народный букварь, сборники песен... Но осенью в 1915 г. Лепкого мобилизуют. Известного немолодого уже писателя послали бы на фронт, если бы друзья не позаботились о его назначении для культурно-образовательной работы в лагерь среди военнопленных. Вскоре Лепкий оказался в Германии. Условия содержания пленных здесь были лучше, чем в Австрии. Некоторое время был в местечке Раштадти, а затем в 1916 г. перебрался к Вецлара. Здесь был расположен лагерь, где было размещено десять тысяч военнопленных украинцев. Труд в лагере был нелегким. Хоть немецкое население относилось к пленным достаточно благосклонно, вчерашние солдаты враждебно воспринимали и культурно-образовательную работу, и сотворение ремесленных мастерских и называли изменниками тех, кто принимал участие в представлениях, концертах или работал мастерами. В 1917 г. поэт посещает родные края. Через Вену и Львов добирается к Бережанам, посещает Жуков. Везде разруха, руины, бедность, везде человеческое горе. "Снова возвращается в Вецлар, а впоследствии (в 1920 г.) перебирается в Берлин, где занимается литературным трудом, становится сотрудником издательства «Украинское слово», выдает целую библиотеку произведений украинской классики и современной литературы. События войны нашли отображения во многих поэтических и прозаических произведениях Б. Лепкого. Прежде всего в большой поэме «Буря» (к сожалению, остались только фрагменты), циклах «Intermezzo», рассказах и очерках, «Вечер», «Звоны», «Душа», «Свои» и другие. В 1925 г. Лепкий возвращается в Краков (при содействии давнего "приятеля, известного писателя Владислава Оркана), где становится профессором Ягеллонского университету. Снова разворачивается творческий труд и издательская деятельность. Но когда наступает лето, тянет его в родные края. В 30-ые годы писатель ежегодно приезжает в с. Черче неподалеку от с. Рогатина, где можно было не только отдохнуть, но и подлечиться целебными грязями. Проявлением любви и почета для Б. Лепкого было то, что в 1933 г. сельская община Черчего построила для него дом (какой назвали «Богданивкой»), где он должен был в жить и работать. Вокруг писателя скапливалась молодежь, проводились литературные вечера, на которых звучали поэзии Т. Шевченко, И. Франка, самого Б. Лепкого, раздавались песни. Польская оккупационная власть проводила карательные акции против культурных собраний украинского населения, которые не обошли и Черчего. Как вспоминают обитатели села, не раз сюда «налетали полицаи» и разгоняли участников вечера. «Как-то между Богданом Лепким и полицаем возник инцидент. Писатель заявил свой протест представителю власти против грубого отношения к сельской девушке. Мало того, что седоголового профессора полицаи грубо обозвали и силой отправили домой, о его поведении узнало университетское начальство. Ходили слухи, что по этому поводу Лепкий имел неприятности». После оккупации Польши фашистской Германией положение писателя стало особенно тяжелым: он потерял место в Краковском университете. Умер писатель 21 июля 1941 г., похоронен в Кракове на Раковецком кладбище. В 1972 г. на его могиле был установлен барельеф, а его именем названа одна из улиц города. Но созданного Б. Лепким забвение поглотить не может. Он свою жизнь, свой талант посвятил родному народу, богатству его культуры, литературы.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Б Лепкий — активный участник общественной жизни. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по украинской литературе > Б Лепкий — активный участник общественной жизни
Сочинения по украинской литературе

Сочинения по украинской литературе


Сочинение на тему Б Лепкий — активный участник общественной жизни, Сочинения по украинской литературе