А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Трагедия рода (по произведениям украинских писателей) - сочинение


Буревые годы революции и гражданской войны - это большая трагедия целого народа. Какой фанатичной преданностью идеи можно оправдать то, что сын предает отца, сын от матери отрекается, брат убивает брата. Затронуты, растоптаны были вечные общечеловеческие принципы нравственности, завещания предков, «Не убей, не укради, люби ближнего своего, как самого себя, уважай отца своего...». Разве можно отказаться от этих библейских истин? Если такое произойдет, то человечества уже не будет, так как выживание человечества - это и есть выживание человеческой морали и духовности. Из истории, литературы, кино мы видим, что святое стремление к воле, к свободе, к земле захлебнулось жестокостью, кровопролитием, пренебрежением законов чести и справедливости, принципов милосердия и человечности. Писатель Юрий Яновский в романе «Всадники», описывая борьбу разных социальных слоев во время гражданской войны, не обходит этих проблем. Рассматривая тему трагедии народа, следует помнить, что написано произведение в 1935 году, во времена разгула сталинских репрессий, а значит писатель высказывает собственные мысли не прямо, а полагается на понимание читателя.

Уже первая картина новеллы «Двойной круг» поражает: «В степи под Компаниевкой одного дня... точились кровавые бои, и Иван Половец потерял трех своих братьев, - одного рода, - сказал Герт, но и не одного с тобой класса». Кто дал право этому новоявленному идеологу так свободно трактовать народную мысль, в которой отобразилась мудрость веков? Этой идеологии автор противопоставляет свой взгляд, который вкладывает в уста мудрому человеку, настоящему представителю нашего величественного народа - Мусию Половцу: «Тому роду не будет перевода, в котором братья живут в согласии».

К чему может привести пренебрежение завещаниями родителей? Писатель отвечает - к трагедии народа, ужасной, непоправимой: «Кое-кто протягивал руки - и ему рубили руки, поднимал к небу покрытое пылью и потом лицо, и ему рубили саблей лицо, падал к земле и ел землю, захлебываясь предсмертной тоской...». Смогла бы земля простить своих неразумных сыновей? Нужны ли какие-то художественные средства или приемы, чтобы придавленный такой картиной читатель понял: автор в отчаянии от таких действий, подобной жестокости, какой земля, наверное, еще не видела. Родные братья Андрей, Аверкий, Афанасий, Иван и Саша - сыновья честного черноморского рыбака Мусия Половца - в сложной политической обстановке гражданской войны оказались выразителями разных непримиримых групп, где «Половцы не узнавали друг друга», где брат убивал брата, а природа жалостно, густым дождем оплакивала эту человеческую трагедию.

«По лицу Афанасия Половца бежали дождевые капли, сбоку казалось, что он слезно плачет вокруг готовой могилы...» Так должно быть, человек должен наказываться за плохие поступки. И это тоже авторская идея. «Иван Половец потерял трех своих братьев»... И это коммунист, который стремится привести народ к счастливому будущему! Но большевик Иван сам «по локти в крови», это же он дал приказ расстрелять из пулемета отряд Афанасия, который отказался переходить на сторону большевиков. И его называют «всадником завтрашнего счастливого дня»?.. Ю. Яновский задумывается: почему так происходит? Болезненно ищет причину морального растления народа. Вспоминаю роман Афанасия Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?», в котором на фоне человеческой жизни изображается образ Чипки и его матери.




 
Мотря не знала счастья ни до замужества, ни после, даже когда вышла замуж и родила сына. В ее жизни - беда за бедой. Юридически свободная, в мире несправедливости она теряет свои права. В контексте нашей темы вспоминается последний решительный шаг матери: когда Чипка вырезал ни в чем не виновную семью Хоменко, Мотря разоблачает его преступление. Как относиться к поступку матери? Она не любила сына, не хотела сохранить семью, не желала ему счастья?! Нет. Мотря хотела родного ребенка видеть здравомыслящим и обеспеченным. Ее сердце переполнялось радостью, когда Чипка стал хозяином, женился на Гале. Свекровь полюбила, свою невестку. Судьба казалось улыбнулась матери. Но счастье было недолгим: Чипка снова начал заливать глаза водкой. И пришла страшная весть о преступлении сына. Как действовать: молчать или, может, рассказать власти? Мотря выбирает второй путь: выдает сына власти. Ее последний шаг психологически мотивированный: совесть женщины-матери не позволила молчать... и совесть подвергла наказанию преступление. Причина гибели семьи жестокая жизненная несправедливость. Немного по иному проблему разрушения семьи разрабатывает А. Тесленко в повести «Казненная жизнь». В центре внимания - обычная крестьянская семья. Аленка - стыдливая, здравомыслящая - старшая дочурка в семье. Родители не хотят ее судьбу связывать с землей, а потому и отдают девочку «сначала на обучение в сельскую школу, а дальше в городскую. Аленка - лучшая ученица. Много читает, ко всему любознательна. Она стремится к знаниям, грезит о работе учителя. Но мечты так и остались мечтами. Трагедия главной героини в том, что «большое», о котором она мечтала, о котором рассказывала своим друзьям, было для нее абстрактным порывом, не подкрепленным конкретными действиями. Ее протест против религии, лицемерных служителей церкви, земских деятелей, дикости и патриархальности крестьянского быта - это вызов честной, непримиримого к злу свободолюбивого человека. Однако, сталкиваясь действительностью, Аленка разочаровывается не только в идеалах, а и в жизни. Родители ставят в укор дочери якобы напрасно израсходованные деньги на обучение. Принуждают писать клевету на родственников... И девушка, придя к выводу, что в мире зла, неправды и унижения нет места светлой натуре, заканчивает жизнь самоубийством. «Теперь отец и мать, сестричка обсадили вечное место ее барвинками, вишенками… На кресте берестовом, небольшом, прибили иконочку матери Божьей. Отец светит вечером в доме, читает Псалтырь за упокой, а мать голосит». Может бы и, не случилось трагедии, если бы в семье была гармония, согласие?! Вопрос риторический! Значительные расхождения между родителями и детьми проявляются во время испытаний: социальных, политических. В драме А. Коломийца «Дикий Ангел» рассказывается о рабочем-пенсионере, главе семьи, который никогда не знал отдыха. Своих детей Ангел воспитывает в суровом трудовом ритме. Сын Павлик, учась, работает на заводе. Среднего сына Федора отец поучает к надурочной работе. Петру советует отдаваться любимому делу... Отец заботится о том, чтобы дети больше зарабатывали, ведь от этого зависит благосостояние их семьи. Бывают в семье и недоразумения, однако отцовских морально-этических советов дети придерживаются в своей жизни. Самой эмоциональной и выразительной является пятая картина драмы. На дворе у отца собирается вся семья возвращаются домой дети, соединяются влюбленные сердца. Встречаются все родные, но... их покидает Платон, сердце которого после стольких жизненных испытаний останавливается. Отец уходит из жизни, память о нем остается в сердцах родных ему людей. По моему мнению, упомянутые произведении несут в себе мощный нравственно-воспитательный заряд. Они помогают молодому поколению ориентироваться в калейдоскопическом круговороте нашей жизни, оказывают содействие осмыслению и правильному выбору человеческих ценностей.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Трагедия рода (по произведениям украинских писателей). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по украинской литературе > Трагедия рода (по произведениям украинских писателей)
Сочинения по украинской литературе

Сочинения по украинской литературе


Сочинение на тему Трагедия рода (по произведениям украинских писателей), Сочинения по украинской литературе