А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Трифонов > Тема сочинение Нравствыенный конфликт в произведениях Трифонова
Тема сочинение Нравствыенный конфликт в произведениях Трифонова - сочинение
Трифонов усилил тривиальный нравственный конфликт еще и конфликтом, в некотором роде идеологическим. Вадим Белов не только порицает своего друга-сокурсника за индивидуализм, но и бдительно обличает своего педагога, специалиста по русской классической литературе, профессора Козельского за недооценку значения советской литературы и умаление ее достижений. Так Трифонов откликнулся на “борьбу с космополитизмом и низкопоклонством”, которая велась в те годы. Такое подстраивание под очередную политическую конъюнктуру вменялось в обязанность автору соцреалистического произведения, это одобрительно называлось тесной связью с жизнью, оперативным откликом на актуальные проблемы современности. Но в самом романе есть нечаянная авторская самооценка - там есть такая сцена: Сергей Палавин, сочинивший повесть, о которой он всем уши прожужжал, наконец читает ее своим товарищам. Однако дело даже не в том, что эту повесть высоко оценили в комитете по Сталинским премиям, ее очень хорошо приняли читатели. Сам Трифонов впоследствии оценивал свою первую повесть более чем прохладно. “Как я отношусь сейчас к “Студентам”? Иногда равнодушно, иногда - мне делается неловко за многое. И главное, за то, что это была странная смесь искренности и хитрости, которую я наивно считал обязательной”, - писал Трифонов в 1970 году25. Бельгийская исследовательница творчества Трифонова К. Де Магд-Соэп отмечает: “Трифонов не любил вспоминать о своем первом романе. Казалось, он .его стыдится. Его отношение четко сформулировано в надписи на подаренной мне книге: “Это книга, которую я не писал. Похоже, что “Студенты” оставались в творческой памяти Трифонова пятном, которое он неоднократно пытался смыть: в некоторых своих произведениях, написанных в 70-е годы, он радикально переосмысливал коллизии и характеры из этой повести, а главное - авторские оценки. Непосредственно же после “Студентов” Трифонов впал в жесточайший творческий кризис. В течение пяти лет он практически ничего не опубликовал. И этот кризис был связан с рядом причин, но прежде всего с тем, что произошло в стране - смерть Сталина, разоблачения “культа личности”. Это пошатнуло устои веры молодого советского писателя, вызвало сомнения в том, в чем он прежде не сомневался, истово веруя во все, о чем говорилось по радио и писалось в газетах, во все, что ему рассказывали его родители, его близкие родственники - почти все они были активными участниками революционного движения и деятельными строителями советского общества. В 50-е годы Трифонов очень трудно ищет себя: пишет всякого рода очерки, бросается в спортивные темы, увлеченно сочиняет статьи (профессиональные и интересные) о шахматах и о футболе.
На рубеже 50-60-х годов он создает несколько рассказов, очень неровных по художественному уровню, очень разных по стилистике, по манере изложения, по материалу. Тут и рассказы с натуралистическим колоритом, в которых изображается современная будничная реальность (”Путешествие”, “Маки”, “Кепка с большим козырьком”), тут и рассказы, тяготеющие к философской притче (”Песочные часы”), и некое подобие “монументального рассказа” (”Испанская Одиссея”). Противоречивость, некая “межеумочность” художественной позиции Трифонова очень явственно сказалась во втором крупном произведении - в романе “Утоление жажды”, над которым писатель работал с 59-го по 62-й год. Он тогда, пытаясь как-то выбиться из творческого кризиса, выпросил в журнале творческую командировку, чтобы набрать материал для художественного произведения. Это было время, когда опять вошли в моду поездки писателей на “великие стройки коммунизма”. Трифонов отправился на одну из них - в Туркмению, на строительство Каракумского канала. Постепенно в повестях Трифонова по мере погружения в глубины души человека, проходящего испытание бытом, повседневной мельтешней и перманентными стычками за место под солнцем, расширяется зона рефлексии героя. Рефлексия Виктора Дмитриева в “Обмене” была еще несколько отстранена, там была очень сильна зона сознания безличного повествователя, который как бы изнутри комментировал скрытое сознание героя. Значительно непосредственнее рефлексия в повести “Предварительные итоги”, где весь повествовательный дискурс представляет собой внутренний монолог главного героя. Здесь, в отличие от “Обмена”, процесс олукьянивания героя представлен в самом потоке его сознания, в процессе внутреннего говорения, когда весь сор существования проходит через фиксирующее слово, где все вперемежку - душевные драмы, чепуховые подробности, посторонние хлопоты - во всем этом вязнет сама ситуация нравственного выбора, даже сам герой не ощущает ее драматизма. Не случайно для городских повестей Трифонова характерны какие-то смазанные, словно бы размытые финалы. В сущности, уже в первых своих “городских повестях” Трифонов вырабатывает особый тип дискурса. Он представляет собой своеобразный сказ в виде современного интеллигентского сленга - бытового говора современных среднестатистических интеллигентов, в чем-то осведомленных, в чем-то нахватанных, не чуждающихся слухов и сплетен, особенно из “высших сфер”, ко всему относящихся с некоторым снобизмом. Трифонов искусно создает образ интеллигентского сленга со специфическими экспрессивными словечками (”устраивать затир”, “расшибаемость в лепешку”, “злошутничают”, “неразговор в течение нескольких дней”), с сардоническими оценками (”белибердяевы”, “какая-то петуховина”, “дерьмо средней руки”, “нечто маловысокохудожественное”, “В лице Смолянова было что-то сырое, недопеченное”), с фразами-”окаменелостями”, которым придается значение “фирменных” знаков персонажа (”Я что-то слышу о ней впервые”, - говорит мать Сергея Троицкого в “Другой жизни” о “Гернике” Пикассо). Эти слова и фразы, становящиеся своего рода паролями (нередко они графически выделяются автором в тексте), в равной мере могут принадлежать и герою (если он субъект сознания), и безличному повествователю (если он субъект речи). Собственно, в том-то и состоит одна из структурных функций организации дискурса как интеллигентского сказа, что он становится полем тесного контакта между словом героя (а он у Трифонова всегда из интеллигентской среды) и словом безличного повествователя, какой-то четкой грани между ними нет, они могут свободно перетекать друг в друга. И это в некотором роде развязывает руки автору повести. Во-первых, так обеспечиваются мотивировки авторского всеведения (приближая трифоновскую повесть к роману), а во-вторых, этот дискурс становится формой проникновенного психологического анализа, создавая иллюзию потока сознания человека. Так формируется особый стиль трифоновских повестей. Здесь события плотно окружены словом героя, его состоянием и настроением, они неразрывно слиты с его рефлексией. Между объективным значением явления и его субъективным восприятием нет границы, она размыта интонационным единством. Отсюда возникает впечатление импрессионистической зыбкости трифоновского дискурса, но в этой зыбкости легко узнается характер того, кому приписывается эта речь. С другой стороны, в этой зыбкости дискурса выражает себя неокончательность, незавершенность человека и его душевной жизни, и незамкнутость мира - невозможность этот мир разложить до конца, по полочкам, невозможность до конца дочерпать ее.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Юрий Трифонов

Юрий  Трифонов


Сочинение на тему Тема сочинение Нравствыенный конфликт в произведениях Трифонова, Трифонов



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. В чем смысл жизни сочинение
  3. На поле куликовом Блок анализ
  4. Описание внешности человека сочинение
  5. Образ Луки в пьесе на дне
  6. Если бы я была учителем сочинение
  7. Сочинение на тему заметка в газету
  8. Сочинение на тему наша земля
  9. Мой учитель сочинение
  10. Сочинение на тему мой класс
  11. Анализ стихотворения Блока Россия
  12. Сочинение на тему случай из жизни
  13. Смысл названия Романа отцы и дети
  14. Сочинение мой день рождения
  15. Сочинение на тему Россия
  16. Сочинение на тему моя любимая фотография
  17. Сочинение 4 класс
  18. Сочинение по рассказу пенсне
  19. Анализ стихотворения Брюсова юному поэту
  20. Что значит быть интеллигентным человеком?