А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема духовного перерождения человека в рассказах А П Чехова (2) - сочинение

В литературе второй половины XIX века была распространена мысль о фатальной зависимости судьбы человека от обстоятельств. Появилась формула "среда заела". Судьба человека складывается так или иначе и под влиянием его нравственной позиции. Бывают ситуации, когда человеку нужно сделать выбор: как поступить, по какому пути пойти. Чехов показал, что часто этот выбор (нравственный выбор) предопределяет всю человеческую жизнь.
Например, перед Дмитрием Ионычем Старцевым (рассказ "Ионыч") в молодости раскрывались две перспективы: отдать себя служению людям хотя бы на поприще земского врача или целиком погрузиться в мир Туркиных, стать обывателем, накопителем, распростившись со всеми высокими идеалами. Под сильным влиянием своего окружения Старцев сначала бессознательно, а потом все больше сознавая это, пошел по второму пути. Он не нашел в себе сил противостоять обывательщине и потому превратился в Ионыча, еще более косного обывателя, чем жители города С. В рассказе "Человек в футляре" мы наблюдаем результат перерождения главного героя - учителя Беликова. Беликов - главный герой, гимназический учитель греческого языка. О нем рассказывает ветеринарному врачу Ивану Иваны чу Чимше-Гималайскому учитель гимназии Буркин. В на чале рассказа он дает такую характеристику Беликову: "Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни". Главное опасение Беликова - это "как бы чего не вышло ". Любое отступление от принятых правил приводит его в уныние и беспокойство. Его страх имеет не только экзистенциальный, но и социальный характер - он боится, как бы не дошло до начальства. Несмотря на свою незаметность и серость, Беликов, по словам Буркина, "держал в руках" не только гимназию, но и весь город, где под его влиянием "стали бояться всего". Метафора футляра, обрастая все новыми подробностями беликовского страха жизни, развертывается на протяжении всего повествования.
С появлением в городе нового учителя истории и географии Михаила Саввича Коваленко и его сестры Вареньки общество решает женить на ней героя. Его убеждают, что брак шаг серьезный, что надо обязательно жениться, и Беликов соглашается, однако мысли о женитьбе повергают его в изнурительную тревогу, так что он худеет, бледнеет и еще глубже уходит в свой футляр. Его смущает прежде всего "странный образ мыслей" его возможной невесты и ее брата. Он много гуляет с Варенькой и часто заходит к ним в гости, но с предложением тянет. Однажды Беликов видит ее с братом катающимися на велосипедах, и это приводит его в оторопь. Он идет к Коваленко, который ненавидит его, и, "как старший товарищ", предостерегает: такая забава, как езда на велосипеде,- "совершенно неприлична для воспитателя юношества ". Кроме того, он предупреждает коллегу, что должен будет доложить о состоявшемся разговоре директору гимназии. В ответ Коваленко заявляет, что не любит фискалов, и спускает Беликова с лестницы. После всего случившегося герой заболевает и через месяц умирает. Буркин резюмирует: "Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет".
Образ Беликова - "человека в футляре", фигуры комической, почти карикатурной, однако выражающей также трагизм жизни, стал нарицательным еще при жизни Чехова. В рассказе "Крыжовник" - аналогичная ситуация. Николай Иваныч Чимша-Гималайский, служащий казенной палаты, всю жизнь мечтал о жизни в деревне. Его брат Иван Иваныч, выступающий в "Крыжовнике" рассказчиком, считал жизнь в усадьбе подобной могиле, монашеству, но монашеству без подвига. Чтобы иметь свою усадьбу, Николай Иваныч женился на старой, некрасивой вдове, держал ее впроголодь и, наконец, уморил ее. Иван Иваныч удивляется духовной узости своего брата, несмотря на любовь к нему, потому что, по его мнению, "уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе - это не жизнь, это эгоизм, лень. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа". Иван Иваныч считает, что сытость и праздность "развивают в русском человеке самомнение, самое наглое", и видит это на собственном брате, добившемся наконец исполнения своей мечты. В уста героя Чехов вкладывает слова, ставшие афоризмом: "Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других". Иван Иваныч обращает острие критики и против самого себя, находя и в себе те же недостатки-самодовольство, филистерство, склонность поучать, "как жить, как веровать, как управлять народом". Он сокрушается, что немолод и уже не годится для борьбы. Выражая протест против современного социально-нравственного состояния общества, Иван Иваны ч говорит: "Я только скорблю душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня горит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать". С жалкой, просящею улыбкой, как будто просит лично для себя, он призывает более молодого помещика Алехина делать добро.


 
Николай Иваныч Чимша-Гималайский-главный герой, дворянин, чиновник, затем помещик. О нем учителю гимназии Буркину и помещику Алехину рассказывает его брат - ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский. Заветной мечтой героя, человека кроткого и доброго, становится приобретение "маленькой усадебки где-нибудь на берегу реки или озера". Николай Иваныч, "сидя у себя в канцелярии, мечтал о том, как он будет есть свои собственные щи, от которых идет такой вкусный запах по всему двору, есть на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес". Деревенская жизнь представляется ему идеалом, непременным атрибутом которого становится крыжовник. Герой отказывает себе во всем, недоедает, одевается словно нищий и копит деньги на имение. Женится он также по расчету - на вдове, у которой есть деньги. После ее смерти, в которой виноват отчасти и он из-за своей скаредности, герой покупает имение, сажает двадцать кустов крыжовника и превращается в настоящего барина. Нико лай Иваныч много ест, полнеет и очень обижается, когда мужики не называют его "ваше высокоблагородие". У него появляется чрезвычайное самомнение. Если раньше в казенной палате он боялся иметь собственные взгляды даже для себя лично, то теперь изрекает одни истины, "и таким тоном, точно министр: "Образование необходимо, но для народа оно преждевременно", "телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны и незаменимы". Рассказчик становится свидетелем торжества героя, когда за ужином кухарка подает им к столу полную тарелку крыжовнику, собранного в первый раз с тех пор, как были посажены кусты. "...Он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребенка, который наконец получил свою любимую игрушку, и сказал: "Как вкусно!" Рассказчик подытоживает: "Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой". Через долгие годы его мечта осуществилась, и в конце концов он стал владельцем усадьбы, но - ценою своей челове чности, он даже потерял человеческий облик. Судьба человека часто окрашивается у Чехова в трагические тона. Его герои нередко испытывают на себе мучительное давление общества, не дающего простора духовным силам человека.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема духовного перерождения человека в рассказах А П Чехова (2). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Чехов > Тема духовного перерождения человека в рассказах А П Чехова (2)
Антон Чехов

 Антон  Чехов


Сочинение на тему Тема духовного перерождения человека в рассказах А П Чехова (2), Чехов