А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Чехов > “ПИСАТЕЛЬ НЕ СУДЬЯ А ЛИШЬ БЕСПРИСТРАСТНЫЙ СВИДЕТЕЛЬ ЖИЗНИ” (А П Чехов)
“ПИСАТЕЛЬ НЕ СУДЬЯ А ЛИШЬ БЕСПРИСТРАСТНЫЙ СВИДЕТЕЛЬ ЖИЗНИ” (А П Чехов) - сочинение
С древнейших времен перед каждым художником стоял вопрос - изображать ли то, что существует, или то, что должно (или не должно) существовать; а в первом случае еще один - зачем нужен такой художник. Он изображал быка на стене пещеры, его поражали копьями и на охоте убивали на самом деле. Постепенно вопрос заменился другим - имеет ли право художник не исправлять пороки своих соплеменников, не указывать им на их недостатки. (Будучи грамотным человеком и зная, как все происходило в прошлом, он легко замечал несоответствия.) Но кто дал ему противоположное право - быть судьей, идти против общества? Каждому автору приходилось по-своему искать выход из механического состояния: он мог идти вместе или вразрез с обществом, высказывать прямо, прятать авторскую позицию или обходиться без нее; мог выбирать из существующих родов литературы; наконец, мог отказаться от творчества совсем. Промежуточным путем между “спасать” и “не спасать”, между назиданием и отказом от него, путем наиболее истинным, потому что “русская литература всегда была правдоискательницей”, и пошел Антон Павлович Чехов. В первоначальном варианте “Толстого и тонкого”, например, действие происходило в кабинете толстого, который, не будучи начальником тонкого и дружески относясь к нему в душе, все-таки вынужден “распечь” его, потому что так положено. В классическом варианте действие происходит на вокзале, где в принципе пассажиры равны. И трудно сказать, высмеивается ли в данном произведении общественный строй, при котором пошлость и чинопочитание настолько проникли в души, или души, в которые могли проникнуть пошлость и чинопочитание. Не случайно даже в самом конце “Ионыча” доктор “одинок”. “Живется ему скучно, ничто его не интересует.....любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней”. Если бы он мог опошлиться полностью, то был бы, вероятно, счастлив, как Иван Петрович Туркин, который “не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему все острит и рассказывает анекдоты”. Из “Ионыча” невозможно вывести мораль; как и из большинства произведений Чехова. Здесь особенно характерны его пьесы - с воздушным, незаметным и ненужным сюжетом. Приезд Раневской был совершенно необязателен для продажи ее имения.
Чехов передает атмосферу старинных дворянских “гнезд”, сожалея, что все это исчезнет, но понимая неизбежность конца вишневого сада и связанного с ним пласта русской культуры. Намеренно выбирается именно драматическая форма, сводящая к минимуму прямое высказывание авторской позиции. Подобно музыке, драматургия Чехова воздействует прежде всего и особенно на чувство; а когда начинаешь анализировать, то ничего не понятно. Особенно сложен образ Лопахина. “Хищник”, покупающий сад, он в начале комедии, волнуясь, ожидает приезда хозяев, в середине - пытается дать совет (на что Раневская отвечает, что дачники - это пошло), и потом сердится на работников, начавших рубить до отъезда хозяев. Образы Ани и Пети - это образы вопросительного будущего. Есть и собственно комические персонажи - “просвещенный” слуга Яша (усвоивший, что “простые” люди его не могут понять; пародирует он, может быть, Петю Трофимова) и Борис Борисович Симеонов-Пищик, живущий случайными доходами и продолжающий в фарсовом плане тему неприспособленности дворянства. “...Истина одна”. Такой истиной позвольте вслед за Ю. В. Леонтьевым назвать эстетику. Противоположностью ее будет пошлость (по Мережковскому, “то, что в ход пошло”). Разумеется, такое истолкование будет представлять собой только одну из возможных “правд”. Тогда Раневская ведет себя красиво - несмотря на сюжетную свою характеристику (она приезжает из Парижа и уезжает в финале туда же, к любовнику, будучи уже немолодой дамой, с той земли, где погиб ее сын) - будь автор моралистом, он бы распек эту героиню не меньше, чем толстый тонкого в первоначальном варианте рассказа. По-своему красивы Треплев и, может быть, Пришибеев. К пошлому полюсу относятся Червяков (“Смерть чиновника”), тонкий, Николай Иванович Чимша-Гималайский, назвавший Гималайским свое владение; такие герои, как Тригорин, однозначно не могут быть помещены никуда. Тригорин, называя свои записи “литературной кладовой”, смеется над собой сам, и сам образ его есть авто пародия Чехова. “Плыло облако, похожее на рояль”, - может сойти за формулу неестественности современной жизни - но такая формула нашла. У Чехова, как и у Тригорина, было множество записных книжек; отношение его с Ниной - мотив автобиографический. Поэтому Тригорин может быть отнесен к числу “эстетичных” героев. Спор Лопахина с Раневской и Гаевым - это спор правд эстетичных: талантливого предпринимателя, которого некогда пороли в этом саду, и бесполезных прекраснодушных хозяев. Этот спор настолько сложен, что на событийном плане так и не происходит - носитель одной правды не может слышать другой правды. Читатель, если он способен проникнуть за действие воздушной чеховской драматургии и его сложной новеллистки, вынужден самостоятельно думать, разделяя героев по своим критериям. (Например, искренне сочувствовать раздавленному Червякову и “особенному человеку” Беликову- или негодовать на них, впустивших в души пошлость.) Поэтому роман - показывающий неменяющегося героя в разных ситуациях или его долгое последовательное изменение при постоянном присутствии Автора - был невозможен для Чехова.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Антон Чехов

Антон  Чехов


Сочинение на тему “ПИСАТЕЛЬ НЕ СУДЬЯ А ЛИШЬ БЕСПРИСТРАСТНЫЙ СВИДЕТЕЛЬ ЖИЗНИ” (А П Чехов), Чехов
Похожие сочинения



Больше всего просматривают

  1. Сочинение о маме
  2. Анализ стихотворения Брюсова юному поэту
  3. Милосердие сочинение
  4. Сочинение на тему мама
  5. Сочинение про маму
  6. Сочинение про березу
  7. Сочинение на тему моя малая Родина
  8. Пьеса двенадцать месяцев найти сравнения
  9. Детство сочинение
  10. Мой учитель сочинение
  11. Сочинение на тему мой класс
  12. Анализ стихотворения Блока Россия
  13. Сочинение на тему случай из жизни
  14. Подвиг человека на войне сочинение
  15. Правда Луки
  16. Заметка в газету по русскому языку
  17. Красота человеческих взаимоотношений