А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Шевченко > Образ рассказчика в поэме Шевченко «Сон»
Образ рассказчика в поэме Шевченко «Сон» - сочинение
Летом 1844 года Шевченко написал одно из величайших своих произведений, сокрушительную сатиру на деспотический режим Николая I - поэму «Сон» («У всякого своя доля»). Это одна из крупнейших вершин политической поэзии Шевченко. Пафос разоблачения самодержавно-крепостнического строя показался в этом произведении с невиданной до того глубиной и силой. Произведение имеет подзаголовок «Комедия», что указывает, однако, на драматическую его форму, на комически-сатирический, гротескно-забавный характер основных сцен-картин, особенно в конце поэмы. Поэма написана в форме повествования от первого лица, открывает широкий простор для выявления авторского отношения к изображаемым событиям и оценки. Однако как автор произведения Шевченко выступает в поэме в литературной маске условного автора-рассказчика, рассказывая фантастические приключения и забавные происшествия, которые ему приснились. Созданный в поэме образ безымянного рассказчика не тождественен реальном автору - Шевченко, но сколько-нибудь заметного идейно-психологического расстояния между ними нет. Во всем основном и существенном образ рассказчика предельно приближен к автору и является выразителем его мыслей и оценок, выражает его отношение к событиям, воспроизведенным в поэме. Образ рассказчика в поэме многогранный, многоплановый, сложный. Он «маска» автора, его второе «я». Вместе с тем рассказчик - не только условная «маска» автора. Он выступает как самостоятельный образ. Это непосредственный участник событий и происшествий, в поэме. Сознание и внутренний мир героя-рассказчика в некоторых частях произведения отделены от авторского сознания. Ведя рассказ преимущественно в серьезном, иногда в патетическом тоне, рассказчик время от времени прибегает к едва заметной мистификации, прикинувшись то подвыпившим женатым повесой, то провинциальным простачком, который впервые попал в столицу, где все вызывает у него недоумение. При этом и речь его в некоторых случаях тождественна с языком автора, приобретает специфические, комически-огрубевшие черты. Шевченко предоставил образу рассказчика разносторонность, способность прибегать к игре и мистификации, быть не только «маской» автора, но и выступать в «маске с собственной свободой - свободой организатора рассказа. Поэт показывает условного читателя то одним, то другим боком, показывает его то как интеллигента-демократа, то как страстного борца, каким был он сам, то как «человека из народа», который попадает в непривычную для себя обстановку. Это ярко индивидуализирует образ рассказчика, придает ему жизненной полнокровности и исключительной художественной силы. Образ рассказчика раскрывается постепенно в каждой новой части произведения и новыми особенностями и гранями. Во всей своей целостности он предстает только со всей совокупности сцен, картин и эпизодов поэмы. Но некоторые основные, определяющие его черты выступают в первых же строках поэмы, предшествующие развитию сюжетных событий, то есть рассказы о сне. Строки эти передают размышления рассказчика об общественных болячках, о судьбе, пути человека в условиях социального раздора и моральной опустошенности общества, и имеют сатирический характер: * У всякого своя доля * И свой путь широкий: * Этот строит, тот ломает, * Этот несытым глазом за край света заглядывает, * Нет ли того, чтобы силой заграбастать
* И с собой Взять в гроб, * Тот тузами обирает свата, * Тот тихонько в уголке точит что на брата. Эта сатирическая галерея общественных хищников, вымогателей и мздоимцев вырастает в характеристику общества, где царит раздор, где человек человеку - волк. Нарисовав социально точную, глубоко правдивую и яркую галерею общественных хищников, рассказчик тут же подходит к изображению с другой, противоположной стороны. Мысль его переносится на другое, не менее опасное зло - общественное равнодушие и равнодушие тех, кто примирился с насилием и гнетом, кто потворствует злу своей пассивностью и покорностью. Рассказчик призывает проснуться от духовной спячки, сбросить с себя веру, искать «рай» на том свете, будит чувства достоинства, провозглашает природное равенство людей. Свое негодование покорностью «братии» рассказчик выражает пренебрежительным сравнением «как ягнята». В строках о смиренной «братии» язык рассказчика приобретает новое эмоциональное напряжение, обличительную патетику, пристрастно-предосудительный пафос. В поэме проведена четкая антитеза между стремлениями масс и хищников, а также стремлениями рассказчика. С резкого осуждения рассказчиком и вымогателей и мздоимцев, и инертной, немощной толпы следует, что сам он вне их. Он не из тех и не из других. Кто же он? Этот вопрос ощущается у него же: «И тот, и тот, кто же я?» И тут интонация повествования снова изменяется, речь рассказчика становится иронически-шутливой, приобретает пониженной тональности. Обмолвившись вопросом, рассказчик словно уклоняется от ответа на него и предстает в новой «маске» - в «маске» ироничного шутника, подвыпившего повесы, что «под забором» возвращается домой, в пустую хату, «с банкета пьяный ночью». Читателю, оставленному без прямого ответа, остается судить о рассказчике не по этой шутке, … а исходя из того, какой образ мыслей показался в его монологе, с его общественной позиции. Рассказчик понимает, что все сказанное им об общественных пиявках и хищниках и покорной «братии» не оставляет сомнения, кто он, что самостоятельная характеристика здесь лишняя. Судьба Украины по-настоящему была близка Кобзарю. Большое количество его произведений перенято болью положения его народа, всего государства. Часто поэт совмещает эпический рассказ с размышлениями. В произведении «И мертвым, и живым, и нерожденным…» эпический рассказ переплетается с лирическим чувством и мыслью. По интенсивности эмоций и размышлений это произведение не уступает всем эпическим драмам и трагедиям, потому что осмысление положения Украины времен Кобзаря и было настоящей трагедией. Тарас Шевченко избирает жанр послания, уже в названии четко отмечая «адресатов». Послание - это своеобразное завещание, призыв к действиям и размышлениям, к изменениям. Это не просто произведение, которое нужно прочитать и запомнить сюжет. Это произведение, которое должно вызывать изменения если не в поведении, то, по крайней мере, во взглядах читателя… В действительности я еще раз убедился в литературном таланте и гениальности Тараса Шевченко. Его поэтическое слово западает в саму душу читателя, прорастая там сначала маленьким побегом, который впоследствии расцветает в буйное дерево новых идей и взглядов. Это послание действительно «действует», потому что мало произведений из всех мной прочитанных не просто поразили меня настолько же, но и в чем-то изменили, воспитали… Близко поэту положение народа. Кобзарь говорит о господах, которые лицемерят в течение всей своей жизни, потому что говорят, что любят свой народ. И они, наверное, его любят, вот только не понимают, что народ - это не какое-то абстрактное понятие, а живые люди, над которыми эти самые господа постоянно издеваются. Не напоминает ли нам эта ситуация «любви к абстрактному народу» современное состояние дел в Украине?.. Остается только снова и снова удивляться пророческому дару Шевченко! Поэт предупреждает господ, что несправедливость вечно длиться не может и скоро ей наступит конец, а им «беда будет». Однако Тарас Шевченко выражает мнение, которое не понимали большинство его предшественников, хотя и были они не меньшими патриотами. Нельзя отрицать и «уничтожать» барство, потому что именно оно является единственной образованной, культурной частью населения. Преодоление проблемы не в уничтожении господ, а в превращении этих ослепленных богатством и властью людей в национальную элиту, в первую очередь интеллектуальную и патриотическую по своей идейной направленности. Отсюда выплывает еще один важный вопрос, ответ на который находим в самом же произведении. Это вопрос диалектики национализма (в наилучшем понимании этого слова) и космополитизма. То есть, говоря просто, «своего» и «чужого». Известная фраза Т. Шевченко становится крылатой недаром: «И чужому учитесь, и своего не забывайте…». Сочетание собственных традиций, знания своей истории, языка и литературы, с достижениями европейской и мировой культуры может сделать образованного и культурного человека национально сознательным, но не ограниченным в эрудиции патриотом… Если бы только современные украинцы, которых бросает в крайности (от радикальной прозападной позиции к шароварщине и хуторянству), лучше прислушивались к словам гениального художника, которые звучат нам из глубины прошлого и, - я так на это надеюсь - в конечном итоге будут-таки услышанными!

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Тарас Шевченко

Тарас   Шевченко


Сочинение на тему Образ рассказчика в поэме Шевченко «Сон», Шевченко



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. Сочинение на тему капитанская дочка
  3. На поле куликовом Блок анализ
  4. Описание внешности человека сочинение
  5. Пьеса двенадцать месяцев найти сравнения
  6. Сочинение на тему Дубровский благородный разбойник
  7. Образ Луки в пьесе на дне
  8. Легко ли быть молодым
  9. Сочинение на тему Россия
  10. Мои увлечения сочинение
  11. Что значит быть интеллигентным человеком?
  12. Сочинение на тему эссе
  13. Сочинение про друга
  14. Сочинение на тему экология
  15. Сочинение о животных
  16. Сочинение аленушка
  17. Сочинение на тему отцы и дети
  18. Образ Катерины в пьесе гроза
  19. Моя будущая профессия
  20. Сочинение капитанская дочка
  Мобильная версия

Анализ стихотворения Блока Россия В ч