А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Шолохов > Стойкость (по рассказу «Судьба человека» М О Шолохова)
Стойкость (по рассказу «Судьба человека» М О Шолохова) - сочинение
Философ Геродот говорил: «Во время мира сыны прячут родителей, во время войны родители прячут сынов» Имя Михаила Александровича Шолохова известно во всем мире. Он сыграл выдающуюся роль в мировой литературе 20 столетия. Во время Великой Отечественной Войны перед писателем встала задача: уничтожать своим полным ненависти словом врага и укреплять любовь к Родине у советских людей. Ранней весной 1946 года, т.е. в первую послевоенную весну, Шолохов случайно встретил на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет обдумывал писатель задумку произведения, события тем временем ушли в прошлое, а потребность выговориться все увеличивалась. И вот в 1956 году за несколько дней был завершен рассказ - апогей «Судьба человека». Уже само название рассказа проводит огромное впечатление на читателя, поскольку слово «судьба» в то время было нежелательным из-за того, что оно пропитано мистицизмом и указывало на предначертанность человеческого; жизнь, власть фатальных обстоятельств над людьми. Это рассказ о большой стойкости и огромных страданиях простого советского человека. В главном герое, Андрее Соколове, воплощены с любовью черты русского характера, обогащенные советским способом жизни: стойкость, терпение, скромность, ощущение человеческого достоинства, которое слилось с ощущением советского патриотизма, с большой чуткостью на чужую беду. Итак, автор рисует перед читателем картину «первой послевоенной весны», символизирующей собой расцвет жизни; полнее это иллюстрирует торжество природы («Подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом балки и, сломав лед бешено взбудоражились степные реки, и дороги стали почти совсем непроезжие, от воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, которые тонули в сиреневой вуали тумана, легкий ветерок нес вечно юный, едва уловимый аромат земли, которая недавно освободилась из-под снега»). При этом можно сравнить последние слова («аромат земли, которая недавно освободилась из-под снега») с освобождением русской земли от фашистского гнета. Но возвратимся к рассказу. Дальше автор знакомит нас с двумя товарищами, которые направляются в станицу Букановскую. Когда один из друзей переправляется через реку Гланку, то он встречает старого воина-шофера. На этом заканчивается первая часть рассказа, т.е. подготовка автором читателя к личной истории Андрея Соколова; за два часа рассказа перед нами проносится целая жизнь, а сжатость рассказа лишь усиливает драматизм. Судьба Соколова полна таких трудных испытаний и страшных потерь (погибла вся его семя), что кажется невозможно человеку вынести столько горя, что повалилось на него и не сломаться, не пасть духом. А что же читатель узнает из первых строк об этом человеке: «В скором времени я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. Они утомленно брели по направлению к переправе, но, сравнившись с машиной, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском». Особое внимание автор обращает на глаза Соколова: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало как-то неловко. Видели вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неисчерпаемой смертной тоской, что в них тяжело смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». Плавно автор переносит нас в прошлое главного героя, в котором мы узнаем о его счастливой довоенной семейной жизни: жена - «смирная, веселая, угодливая, умница» и, как признается Андрей Соколов: «не было для меня красивее и желаннее ее, не было в мире и нет», а дети - радовали: «все трое учились на «отлично», а старший Анатолий оказался таким способным к математике, что о нем даже в центральной газете писали».
До войны жизнь Андрея Соколова лишена каких-то подвигов и свершений; зато она пронизана обычным человеческим счастьем: жена, дети, дом, работа- ценности, которые воспитали в герое ощущения ответственности за тех, кто находится рядом. Все, казалось бы, хорошо и жизнь славно идет своей очередью, но все таки огромной черной полосой проходит в рассказе героя война. При этом наиболее драматической сценой является сцена прощания Андрея, который идет на фронт, с домом и семьей «Провожали меня все четверо: Ирина, Анатолий, дочь Настенька и Олюшка. Все мальчонки держались по-молодецки», «- Скажи хоть слово на прощание». «Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: - Родненький мой, Андрюша, не увидимся мы с тобой на этом мире». Оттолкнул я ее легенький в плечи и кричу ей: - И разве так прощаются? Что ты меня раньше времени хоронишь?!», «До самой смерти, до последнего моего часа, умирать буду, а не извиню себе, что тогда ее оттолкнул!» Война сломала все надежды и мечты. Главный герой идет на фронт, где проявляет настоящие мужские качества. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому потребность позвала». Меньше года служил Андрей Соколов, а уже был дважды легко раненный, но это не остановило его: в мае 1942 г. он проявляет отвагу, когда старается доставить боеприпасы для гаубичной батареи. На этот раз успех отвернулся от героя - его машина подорвана снарядом, сам он без сознания, а когда приходит в сознание, то с удивлением обнаруживает, что он уже в плену у фашистов. Таким образом, Соколов попал в плен. Ему пришлось подвергнуть испытанию нечеловеческие физические и духовные мучения, тягости, терзания («До войны я весил восемьдесят шесть килограмм, а к осени тянул уже не больше пятидесяти. Одна кожа осталась на костях, и то свои носить было не по силам. А работу давали, и слова не скажи, и такую работу, что тягловому коню и то не в пору»). Два года герой подвергал испытанию на себе ужасы фашистского плена. Особое место в романе занимает эпизод в церкви, которая стала, тюрьмой для пленных в первую ночь. Образ полуразрушенного храма, рисованный Шолоховым, емко отображает степень разрушений, принесенных двадцатым столетием на русскую землю. Здесь читатель встречает четырех героев, которые воплощают собой четыре варианта поведения человека в плену: предателя Крижнева, что старается купить себе жизнь, выдав своего командира и самого взвода, покорно ждет своей судьбы, ревностно верующего солдата - христианина, который стал невольно причиной гибели еще четырех мужчин. Этим трем героям противопоставляется четвертый - военный врач, который не отступает от своих жизненных принципов и навыков профессии, стараясь облегчить хотя бы немного страдания пленных («и он дальше пошел в темноте. Потихоньку спрашивает: «Раненные есть?». Вот что означает настоящий доктор. Он и в плену, и в потемках свое большое дело делал»). Действия Соколова в данной ситуации очевидны- он убивает предателя и спасает жизнь взвода. Крижнев - первый, кого убил главный герой, ему сложно понять причину своего поступка, а единым верным оправданием является то, что в миг, когда для спасения необходимо быть с другими заодно, Крижнев противопоставляет себя всем, обрекая себя тем самым на гибель. Соколов терпеливо сносил удары судьбы и сам наносил в ответ, проявляя таким образом редчайшую стойкость, уверенность в своих силах. Но главное, что помогало выжить Андрею в таких трудных для него условиях - это мысли о родной семье, о доме, о том, что он возвратится и снова будет жить как раньше. Герой не сломленный и старается бежать с Познанского лагеря военнопленных, куда Соколова в скором времени переводят. Бегство оказывается неудачным, Андрея ловят («Голого, всего в крови привезли в лагерь. Месяц отсидел в карцере за бегство, но все-таки живой я остался»). В начале сентября из лагеря под городом Кюстрином перекинули сто сорок два человека, включая главного героя, в лагерь Б-14, недалеко от Дрездена. В скором времени от ста сорока двух мужчин осталось лишь пятьдесят семь из-за огромной нормы изготовления «им по четыре кубометра изготовления надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра хватит.» говорит тот Соколов в своем эшелоне и «какой-то негодяй» донес коменданту лагеря об этих его горьких словах. Именно после этого доноса состоится психологический поединок между Соколовым и лагерфюррером Мюллером; здесь с большой наглядностью, раскрывается ощущение собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка. Все эти качества сильно приводят в удивление коменданта концлагеря, создается впечатление, что Мюллер даже завидует Соколову. Главный герой выходит из поединка сохранив достоинство русского человека, с честью, не умоляя врага о пощаде, но и не задирается его безрассудно. Можно провести параллель между банкетом немцев по поводу взятия Сталинграда и этической победой Соколова. Выводом является то, что емкий образ Соколова, который вмещает в себя весь русский народ, берет победу. «В 1944 году вывернули Германии скулу набок, и фашисты перестали пленными брезгать». Именно по этой причине Соколов становится шофером у немецкого инженера, заведующего сооружениями укреплений

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Михаил Шолохов

Михаил  Шолохов


Сочинение на тему Стойкость (по рассказу «Судьба человека» М О Шолохова), Шолохов



Больше всего просматривают

  1. Анализ стихотворения Брюсова юному поэту
  2. Сочинение живое пламя
  3. Милосердие сочинение
  4. Сочинение на тему мама
  5. Сочинение про маму
  6. Сочинение про березу
  7. Сочинение на тему моя малая Родина
  8. Пьеса двенадцать месяцев найти сравнения
  9. Детство сочинение
  10. Мой учитель сочинение
  11. Анализ стихотворения Блока Россия
  12. Сочинение на тему случай из жизни
  13. Сочинение на тему природа родного края
  14. Подвиг человека на войне сочинение
  15. Правда Луки
  16. Заметка в газету по русскому языку
  17. Красота человеческих взаимоотношений
  18. Сочинение 4 класс
  19. Сочинение охрана окружающей среды
  20. Сочинение на тему космос
  Сочинение по рассказу шолоМобильная версия