А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Шолохов > Сюжетно композиционная структура рассказа «Продкомиссар»
Сюжетно композиционная структура рассказа «Продкомиссар» - сочинение
Рассказ М.Шолохова “Продкомиссар” долгие годы оценивался с позиций классовости морали: хотя комиссар Бодягин убивает отца, саботирующего продразверстку, но это человек гуманный, заплативший своей жизнью за спасение нищего мальчишки. Сюжет рассказа делает его удобным объектом для современной нигилистической критики и обвинений в антигуманизме, А шолоховская автоинтерпретация рассказа в письме к М.Колосову - тем более, ибо она действительно чудовищна: “Я хотел им (рассказом ) показать, что человек, во имя революции убивший отца и считающийся “зверем” (конечно в глазах слюнявой интеллигенции), умер через то, что спас ребенка. Ребенок-то, мальчишка ускакал. Вот, что я хотел показать… Рассказ определенно стреляет в цель”. Сейчас трудно сказать, чем было продиктовано это письмо. Может быть, искренним недоумением писателя, подобного тому, какое высказывал А.Платонов в письме к Горькому, заверяя его в социалистической тенденции “Чевенгура”. А возможно и желанием спасти рассказ и защититься от обвинений М.Колосова, которые, как можно понять, носили вовсе не безобидный в те годы характер. Судя по заключительной фразе шолоховского письма (”Я горячо протестую против твоего выражения “ни нашим, ни вашим”) Колосов обвинял Шолохова в объективизме, в сочувствии к “кулачеству”. В этих условиях естественной была реакция М.Шолохова: “Ты не понял сущности рассказа”. Но сейчас-то надо отдать должное М.Колосову: он рассказ понял, понял его отличие от ортодоксальной революционной пролетарской прозы, гуманистическую, а не классово ограниченную позицию его автора. Прежде всего особенность авторской позиции Шолохова проявляется в его изображении продразверстки. Не выражая особых симпатий к озлобленному старику-Бодягину, готовому на убийство собственного сына, Шолохов раскрыл трагедию хлебопашца. Приводя слова, “Меня за мое ж добро расстрелять надо, за то, что в свой амбар не пущаю, - я есть контра, а кто по чужим закромам шарит, энтот при законе? Грабьте, ваша сила”, П.Чекалов справедливо пишет: “Слова Бодягина-старшего не только не лишены логики, но и исторической правды. Видимо, поэтому сын и не пытается возражать против того, что их действия квалифицируются как грабительство, он только уточняет, что бедняков они не трогают, а “метут под гребло” (то есть вчистую) у тех, “кто чужим потом наживался”. Бодягин же наживался не только за счет чужого труда, но в первую очередь за счет своего, и потому на обвинение сына: “Ты первый батраков всю жизнь сосал!”, он отвечает: “Я сам работал день и ночь”, и сомневаться в правдивости этих слов у читателя нет никаких оснований. Но почему-то этот факт совершенно не берется в расчет Игнатом, и он произносит хотя и звучную, но довольно нелогичную фразу: “Кто работал - сочувствует власти рабочих и крестьян, а ты дрекольем встретил… К плетню не пустил… За это и на распыл пойдешь!” Получается так: раз ты не пустил к собственному амбару, значит, ты не сочувствуешь власти рабочих и крестьян, а раз ты не сочувствуешь - значит, и не работал. Игнат как будто не догадывается, что можно быть работником и при этом не сочувствовать власти, которая отбирает у человека трудом и потом нажитое. И не только известие о том, что он “пойдет на распыл” (об этом он уже знал), но и такой… противоречащий рассудку подход вызывает в Бодягине-старшем негодование: “У старика наружу рвалось хриплое дыхание. Сказал голосом осипшим, словно оборвал тонкую нить, до этого вязавшую их обоих: - Ты мне не сын, я тебе не отец. За такие слова на отца будь трижды проклят, анафема…”. Заметим, что образ донского казака, труженика и собственника, с его сложным, противоречивым отношением к революции станет художественным открытием Шолохова и будет разрабатываться им в дальнейшем, являя глубинную стихию народной жизни на крутых исторических переломах. Неординарность авторской позиции сказалась и в образе Бодягина-младшего. В изображении красного командира, коммуниста Шолохов бывал неординарен, начиная с первого своего рассказа “Родинка”, где восемнадцатилетний Николка горько размышляет: “Опять кровь, а я уже уморился так жить… Опостылело все”. Уже здесь намечено явное несоответствие утвердившемуся “канону”. И в рассказе “Продкомиссар” уже с первой фразы ясно, что отношение Шолохова к изображаемому вовсе не так однозначно, как это трактовала критика. Несобственно-авторская речь, отражающая взаимодействие автора и героя, убеждает, что Бодягину явно чужд областной продовольственный комиссар с его приказом: “Месяц сроку… злостно укрывающих расстреливать!” И автору, и герою явно антипатичен облик вершителя человеческих судеб: “Говорил, торопясь и дергая ехидными, выбритыми досиня губами… Ладонью чиркнул по острому щетинистому кадыку и зубы стиснул жестоко”. По его воле круто меняется жизнь Бодягина - “энергичного предприимчивого работника”, ставшего теперь окружным продкомиссаром.
Целенаправленное отношение автора к изображаемому проявляется через расположение эпизодов, их внутреннюю связь. Приезд Бодягина в родную станицу рождает противоречивые в сути своей переживания. Бодягин вспоминает свой юношеский бунт против жестокости отца, ударившего работника, изгнание из отчего дома. Казалось бы, ничто не связывает Бодягина с избой, где и мать (вероятно, с горя от разлуки с единственным сыном) умерла. Но… “глянул Бодягин на руины в отцовском палисаднике, на жестяного петуха, раскрылестившегося на крыше в безголосом крике, почувствовал, как что-то уперлось в горле и перехватило дыхание”. Немаловажно заметить, что судьба старика-Бодягина от продкомиссара не зависела: отец был арестован до его приезда за агитацию против продразверстки, за избиение двух красноармейцев - причина уважительная в глазах “красного” Бодягина. Суд вершит не он, а председатель выездной сессии ревтрибунала. И вновь авторский голос сливаясь с голосом героя, отделяет последнего от бездумных проводников красного террора. Чего стоит описание роковой команды: “Председатель трибунала, бывший бондарь, с приземистой сцены народного дома бросил, будто новый звонкий обруч на кадушку набил: * - Расстрелять!..” Как справедливо сказано, “необходимо обратить внимание на то, с какой легкостью “бывшие бондари” распоряжались судьбами людей”. Бездушность председателя контрастна поведению Бодягина, чья попытка пробиться к душе отца не удалась: “горячее” было блеснувшее в глазах старика при виде сына, потухло навсегда. Трагизм и ужас гражданской войны спрессован в их коротком разговоре. Обреченный на казнь старик - вовсе не невинная жертва и весьма реальна его угроза сыну: “Не умру, сохранит матерь божья, своими руками из тебя душу выну”. Более человечным и страдающим выглядит Бодягин, который не может оторвать глаз от морщинистой загорелой шеи отца. Внутреннюю бурю чувств выдают придушенно сказанные обращенные к отцу последние слова. Пронзительная нота шолоховского описания, завершающего сцену казни, создает подтекст, раскрывающий тяжесть и длительность переживания продкомиссара: “…И долго еще кивала крашенная дуга, маяча поверх голубой пелены осевшего снега”. За ним стоит обращенный внутрь, как бы остановившийся взгляд героя. Сюжетно-композиционная структура по воле автора выявляет трагическую вину героя и ее не менее трагическое искупление. Катарсис - в добровольно избранной смерти. И дело не только в желании писателя показать действительно доброе сердце Бодягина, спасающего от верной гибели мальчонку, но и в том, что сам он уже не борется за собственную жизнь, придавленный страшным грузом отцеубийства, хотя и не буквального. Это передано какой-то отрешенностью героя от происходящего (его голос уже не сливается с авторским), упоминанием о его “окостенелых пальцах”, о том, что он “долго садится на взноровившую лошадь”. (Атрофия воли к жизни у Бодягина подчеркивается по контрасту с поведением его напарника Тесленко). Велик грех отцеубийства, но непомерно страшно и искупление: * “У Бодягина по голой груди безбоязненно прыгали чубатые степные птички; из распоротого живота и порожних глазных впадин не торопясь поклевывали черноусый ячмень”. Шолоховская боль и ужас перед страшной жестокостью мира превалирует в этом рассказе. Это подчеркнуто и выбором героя, обыкновенного и доброго человека, которого нельзя поставить в один ряд с другими отцеубийцами: ни со Срубовым из “Щепки” В.Я.Зазубрина - профессиональным чекистом, превращенным в орудие террора, что оказалось за пределами его психических возможностей; ни с героем новеллы “Письмо” в “Конармии” И.Бабеля Курдюковым - апофеозом тупой животной жестокости. С точки зрения Бабеля, и Тимофей Курдюков с его “бесцветными и бессмысленными глазами” и его сыновья - “чудовищно огромные, тупые, широколицые, лупоглазые” - одинаково примитивны. Такая концовка рассказа, посвященная человеческой драме, разумеется, не случайна, а является активным выражением авторского отношения к героям и событиям, которое известный американский славист Э. Симмонс определил как до невероятности жестокую, но в то же время многозначительную беспристрастность.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Михаил Шолохов

Михаил  Шолохов


Сочинение на тему Сюжетно композиционная структура рассказа «Продкомиссар», Шолохов



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. Сочинение на тему капитанская дочка
  3. Сочинение на тему мой лучший друг
  4. В чем смысл жизни сочинение
  5. На поле куликовом Блок анализ
  6. Описание внешности человека сочинение
  7. Образ Луки в пьесе на дне
  8. Сочинение на тему заметка в газету
  9. Сочинение на тему Дубровский благородный разбойник
  10. Сочинение на тему мой класс
  11. Сочинение о труде
  12. Сочинение про войну
  13. Легко ли быть молодым
  14. Я гражданин своей страны
  15. Смысл названия Романа отцы и дети
  16. Моя любимая игрушка сочинение
  17. Сочинение на тему Россия
  18. В здоровом теле здоровый дух сочинение
  19. Сочинение по рассказу пенсне
  20. Сочинение на тему космос
  Мобильная версия

В чем смысл жизни сочинение