А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Русский пейзаж и описание природы в русской лирике - сочинение

Движение реализма в русском искусстве XIX века было настолько могучим, что все выдающиеся художники испытывали на своем творчестве его влияние. В поэзии А.А. Фета это влияние реализма в особенности сказалось в стихах о природе. Фет - один из замечательнейших русских поэтов - пейзажистов. В его стихах во всей красоте предстает и русская весна - с цветущими деревьями, первыми цветами, с журавлями, кричащими в степи. Мне кажется, образ журавлей, так любимый многими русскими поэтами, впервые обозначил Фет. В поэзии Фета природа изображена детально. В этом плане он новатор. До Фета в русской поэзии, обращенной к природе, царило обобщение. В стихах Фета мы встречаем не только традиционных птиц с привычным поэтическим ореолом - как соловей, лебедь, жаворонок, орел, но и таких как бы простых и непоэтичных, как сычь, лунь, чибис, стриж. Например:

    * И слышу я в изложине росистой
    * Вполголоса скрипят коростели

 Знаменательно, что здесь мы имеем дело с автором, который по голосу различает птиц и более того - замечает, где эта птица находится. Это, конечно, не просто следствие хорошего знания природы, а любовь к ней поэта, давняя и обстоятельная.

По-видимому, в работе над стихами о природе автор должен обладать незаурядным вкусом. Потому что в ином случае он тут же рискует впасть в подражание народной поэзии, которая изобилует такими вариантами.

Прав С.Я. Маршак в своем восхищении свежестью и непосредственностью фетовского восприятия природы: «Его стихи вошли в русскую природу, стали ее неотъемлемой частью, чудесными строками о весеннем дожде, о полете бабочки, проникновенными пейзажами».

На мой взгляд, Маршак точно заметил и еще одну особенность поэзии Фета: «Природа у него - точно в первый день творения: светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ… Если назойливая современность и вторгается иной раз в этот замкнутый мир, то она сразу же утрачивает свой практический смысл и приобретает характер декоративный». Как важную грань Фета - пейзажиста хочу отметить его импрессионизм. Импрессионист не чурается внешнего мира, он зорко вглядывается в него, изображая его таким, каким он представляется его мгновенному взгляду. Импрессиониста интересует не предмет, а впечатление:

    * Лишь ты одна скользишь стезей лазурной;
    * Недвижно все окрест.
    * Да сыплет ночь своей бездонной урной
    * К нам мириады звезд.

 Читателю ясно, что внешний мир изображается здесь в том виде, какой ему придало настроение поэта. При всей конкретности описания деталей природа все равно как бы растворяется у Фета в его лирическом чувстве.

Природа у поэта очеловечена, как ни у одного его предшественника. Цветы у него улыбаются, звезды молятся, пруд грезит, березы ждут, ива «дружна с мучительными снами». Интересен момент «отклика» природы на чувство поэта:

    * …в воздухе за песнью соловьиной
    * Разносится тревога и любовь.

 Об этом двустишии Лев Толстой писал: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов»? Надо полагать, что Лев Николаевич Толстой, одновременно «ворча», признал в Фете великого поэта. Он не ошибся.

Фет крепок и в любовной лирике. Его пейзажный багаж пригодился ему в его романтических стихотворениях о любви. Я бы сказала, что он всегда выбирал темой для своих стихов только красоту - в природе, в человеке. Сам поэт был уверен: «без чувства красоты жизнь сводится к кормлению гончих в душно - зловонной псарне».

Красота его ритмов и пейзажей всегда будет украшать нашу жизнь.

Творчество Тютчева и Фета, этих двух замечательных русских поэтов второй половины XIX века, взаимосвязано. Нельзя не вспомнить, что Тютчев и Фет глубоко уважали и ценили друг друга. Тютчев высоко отзывался о поэтическом даре своего младшего современника:

    * Великой матерью любимой
    * Стократ завидней твой удел:
    * Не раз под оболочкой зримой
    * Ты самое ее узрел.

 В свою очередь, Фет глубоко почитал Тютчева, видел в нем для себя образец творческого духа. В одном из посланий Тютчеву Фет обращается к нему: «Мой обожаемый поэт». В стихотворении «На книжке стихотворений Тютчева» автор пишет

    * Здесь духа мощного господство,


 
* Здесь утонченный жизни цвет. Такая взаимная симпатия поэтов имеет под собой много причин. Фет и Тютчев исповедовали доктрину «чистого искусства», с которой спорили в тот период демократически настроенные поэты некрасовской школы. В творчестве обоих поэтов большое место занимает природа. Обоих поэтов отличает внутренняя близость к природе, гармония с ней, тонкое понимание природной жизни. Традиционным для русской литературы является отождествление картин природы с определенным настроением и состоянием человеческой души. Этот прием образного параллелизма широко использовали Жуковский, Пушкин и Лермонтов. Эту же традицию продолжают в своих стихах Фет и Тютчев. Так, Тютчев в стихотворении «Осенний вечер» сравнивает увядающую природу с измученной человеческой душой. Поэту удалось с изумительной точностью передать болезненную красоту осени, вызывающую одновременно и восхищение, и грусть. Особенно характерны для Тютчева смелые, но всегда верные эпитеты: «зловещий блеск и пестрота дерев», «грустно сиротеющая земля». И в человеческих чувствах поэт находит соответствие настроению, царящему в природе: * Ущерб, изнеможенны - и на всем * Та кроткая улыбка увяданья, * Что в существе разумном мы зовем * Божественной стыдливостью страдания. Это стихотворение явно перекликается с пушкинской «Осенью», где «унылая пора» сравнивается с «чахоточной девой», кроткой и прекрасной в своей болезни. Природу Тютчев одухотворяет, одушевляет, она в его изображении живая и очеловеченная: * И сладкий трепет, как струя, * По жилам пробежал природы. * Как бы горячих ног ее * Коснулись ключевые воды. * («Летний вечер») В его стихах «сладко дремлет сад темно-зеленый», гром, «резвяся и играя, грохочет в небе голубом», «зима недаром злится». * Природа - * … Не слепок, не бездушный лик - * В ней есть душа, в ней есть свобода, * В ней есть любовь, в ней есть язык… («Не то, что мните вы, природа…») высказывает Тютчев и противоположные мысли о природе: она «всепоглощающая» бездна («От жизни той, что бушевала здесь…»), мрачная и равнодушная. И без нас: * Все будет то же - и вьюга так же выть, * И тот мрак, и та же степь кругом. * («Брат, столько лет сопутствовавший мне») Тютчев пишет о невозможности для человека слиться с «общим хаосом», который звучит в природе, о вечном противостоянии человека природе («Певучесть есть в морских волнах…»), но как бы противореча себе (на самом деле отражая сложность бытия), утверждает, что истинный рост (Гете) «пророчески беседует с грозою» («На древе человечества высоком…»), что только бездушные люди не понимают языка природы: * И языками неземными, * Волнуя реки и леса, * В ночи не совещалась с ними * В беседе дружеской гроза! * («Не то, что мните вы, природа…»)





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Русский пейзаж и описание природы в русской лирике. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинение на тему природа > Русский пейзаж и описание природы в русской лирике
Сочинение на тему природа

Сочинение на тему природа


Сочинение на тему Русский пейзаж и описание природы в русской лирике, Сочинение на тему природа