А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Белый > Лирическая стихия в романе «Петербург» Андрея Белого
Лирическая стихия в романе «Петербург» Андрея Белого - сочинение
Стилистика названий, которыми обозначал Белый главы «Петербурга», имеет именно такой характер. Это длинные названия явно и демонстративно стилизованные под старину, иронические, резко выделяющиеся на фоне художественной прозы XIX и XX веков. Об эстетическом назначении этих названий у Белого мы можем судить лишь предположительно. Можно думать, что, расставляя эти игровые названия, Белый стремился к тому, чтобы в какой-то мере противопоставить в своем романе избытку темных хаотически-злых стихий сферу старинной шутки, долю нейтрализующей или преобразующей их забавы. Вместе с тем эта ориентация на старинную стилистику, по-видимому, предназначена в романе, чтобы потенциально ослабить в сознании читателя действие мрачных впечатлений, увести его в мир «неопределенного времени», к тому, чтобы взглянуть на происходящее почти как на прошедшее или прошедшее, притупить «жало времени». Если эту черту романа, связанную со стилизованными зонами в его тексте, и трудно назвать явлением катарсического характера, то все же можно утверждать, что оттенок освобождающего действия искусства здесь присутствует. Лирическая стихия в «Петербурге» пронизывает весь его состав - его пейзажи, описание интерьеров, сюжетные ситуации, а также в значительной мере переживания персонажей. Но в текст романа, согласно гоголевской традиции, вводятся дополнительно лирические отступления, монологи, ведомые от лица автора, в которых эта стихия достигает наибольшей концентрации. Таких отступлений много. Среди них есть большие по размерам (в полстраницы или в целую страницу) и совсем краткие авторские вкрапления, своего рода реплики. Границы этих отступлений не всегда можно определить - авторские лирические пассажи часто сливаются с соседним описательным или повествовательным текстом. И все же большинство их может быть так или иначе выделено. Такова, например, упомянутая выше введенная как отступление тема времени, которое символизируется фигурой каменного бородача, украшающего фасад многоколонного сановного Учреждения и наблюдающего с «грустною тысячелетней усмешкою» жизненные перемены и суету беспокойного мира. Таково громко звучащее пророческое отступление о Медном Всаднике и будущем России, которую ожидает и новая трагическая Калка и повое победоносное Куликово Поле. Врезается в сознание читателя и лирическое отступление о Петербурге: о Невском проспекте и о Неве с ее зеленой водой, «кишащей бациллами», которая - вспоминает автор - в одну роковую ночь, в минуту отчаянья едва по стала его могилою.
К отступлениям в романе Белого относятся и фрагменты, содержащие иронически-игровые обращения автора к читателю - его разговор о своем писании и позиции в романе, близкий по форме к так называемому «обнажению приема». Такого рода «обращенные тексты» иногда лишены лирической окраски, но, как правило, большая их часть звучит лирически. Катарсический характер этого лиризма, как и вся» кого лиризма, очевиден. Исключительное значение имеет в романе пейзаж. Я говорю не о созданном Белым образе города в целом, в его материальном, социальном и духовном содержании, - образе, рождающемся из всего текста произведения. Речь идет о городских пейзажах в прямом ограниченном смысле, объединяющих реалии города в узком его значении, и связанной с городом природы, которая сочетается с ним в органическом единстве. В наплывах пейзажных описаний сосредоточиваются едва ли не самые мощные лирические силы романа. Белый находит в пейзажах свои основные лейтмотивы. Он распределяет пейзажные фрагменты последовательно и ритмично на всем протяжении повествования. По своему общему содержанию и колориту в его петербургских пейзажах развиваются и обновляются традиции Пушкина, Гоголя, Некрасова, Достоевского. Возникает картина осеннего, октябрьского, дождливого, ветреного, промозглого Петербурга с «ядовитою гарью», сажей, гнилью, с гриппами, заползающими под воротник, с бесконечностью «ужасных проспектов», по которым ползет людская многоножка. И этот пейзажный фон безостановочно вибрирует и движется. Оставаясь в основном таким, каким он здесь охарактеризован, он вместе с тем в каждом своем звене меняется в зависимости от места, времени дня, погоды и конечном счете - душевной ситуации. И эти изменения происходят не только в переходах от одного пейзажного фрагмента к другому, но и в границах каждого из них. Внутри каждого фрагмента развивается борьба, которая приводит к различным пейзажным развязкам или к преобладанию тех или других борющихся сил. Полем этой борьбы являются прежде всего небо, тучи, вода, их освещение, а ее проявлением - поединки света и тьмы и вытеснение одних красок и форм другими. Уместно было бы сказать, что у Белого в «Петербурге» - своего рода «душевно-духовная метеорология», противоборство Ормузда и Аримана в их световой и метеорологической проекции. Если бы можно было представить Тернера или Рериха урбанистами, то, по-видимому, небесная трагичность их пейзажей в чем-то напоминала бы драматизированное небо «Петербурга». Эти злые, колдовские мраки и брызжущие просветы и вся эта трагическая борьба в небе, плывущем над Петербургом Белого, - одно, из самых наглядных и представимых отражений того духовно-лирического действия, которое охватывает все содержание этого романа.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Андрей Белый

Андрей  Белый


Сочинение на тему Лирическая стихия в романе «Петербург» Андрея Белого, Белый



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. Сочинение на тему мой лучший друг
  3. На поле куликовом Блок анализ
  4. Сочинение про березу
  5. Пьеса двенадцать месяцев найти сравнения
  6. Образ Чичикова
  7. Смысл названия Романа отцы и дети
  8. В здоровом теле здоровый дух сочинение
  9. Сочинение по рассказу пенсне
  10. Дубровский сочинение
  11. Письмо маме
  12. Сочинение на тему эссе
  13. Описание мамы
  14. Сочинение на тему экология
  15. Сочинение на тему телевидение
  16. Сочинение аленушка
  17. Живое пламя сочинение
  18. Сочинение про маму
  19. Мое любимое время года сочинение
  20. Сочинение на тему милосердие
  Мобильная версия

Анализ стихотворения Брюсова юному поэту