А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Бондарев > Нравственно этические проблемы в произведениях Юрия Бондарева
Нравственно этические проблемы в произведениях Юрия Бондарева - сочинение
Какие уроки извлекло молодое поколение из пережитого и как воспримет оно представший взору разоренный войною мир, как сложится нравственное развитие еще юных, но в чем-то уже и «состарившихся» солдат, сержантов, офицеров? Как используют они в мирных условиях грозный и отрезвляющий опыт войны с самым циничным и бесчеловечным противником? На что нацелят теперь духовную силу и жажду подвига, накопленные за годы смертного боя? Эти и многие сходные с ними нравственно-этические и политические проблемы нового этапа нашей истории тревожили и Юрия Бондарева. Ситуация, заинтересовавшая писателя, только еще складывалась в самой действительности, и надо было обладать острым чувством нового, чтобы ввести ее в литературный обиход, по достоинству оценить ее эстетические возможности. Противоречия и требования новой действительности, как заметил писатель, касались не только возрождения порушенных войной материальных ценностей, но и ущерба, причиненного ценностям духовным. От людей, вступавших в послевоенный мир, требовались не только мужество и решительность, качества, обретенные на фронте, но и умное и доброе сердце, твердая вера в будущее. А ближайшее послевоенное будущее не сулило человечеству умиротворения и покоя. Напротив, предстояли новые трагические испытания, трудные цели. И наиболее сложной, пожалуй, была задача идейной и психологической ориентации в разворошенном и неустоявшемся мире. Повесть побуждала подумать о многом. Война, защитившая и упрочившая высокие нравственные качества народного самосознания, одновременно взметнула па поверхность и всевозможный человеческий «мусор». Сохранятся ли в этом новом мироустройстве цельные и благородные характеры, последовательное мировоззрение, преданность идеалам, за которые пролито столько человеческой крови или появится еще одно поколение опустошенных, изверившихся и разочарованных людей, получивших после первой мировой войны имя «потерянного поколения»? Эти вопросы, не сформулированные прямолинейно, но вполне очевидные, выдвинутые самой действительностью, Юрий Бондарев поставит в своих романах «Тишина», «Двое», «Родственники». Но и в первой повести, пусть в локальных пределах, они уже возникают. Размышляя о судьбах молодого послевоенного поколения, писатель откроет новый угол зрения и выскажется вполне определенно, решительно исключив попытку некоторых зарубежных критиков рассматривать его творчество с не свойственных ему позиций. Вчерашних фронтовиков, людей безусловно мужественных и честных, писатель проведет через «испытание миром», той самой тыловой повседневностью, которая после грозных опасностей боя казалась особенно непривлекательной. Он покажет, что и здесь имеются свои глубокие противоречия, свой драматизм, требующие от людей ясности миропонимания, твердости духа, цельности нравственных идеалов. И хотя не все трудности и противоречия этого времени попадут в поле зрения писателя и не все герои окажутся достаточно к ним подготовленными, именно это испытание в конечном счете предрешит и личные судьбы каждого, и судьбу поколения, вступающего в новую жизнь с верой в будущее.
Тишина, буквально оглушившая в первые дни в Березанске фронтовиков Бориса и Алексея, не принесла им долгожданного исполнения надежд. Их встретила не та жизнь, какую покидали они, уходя на фронт, только еще начинавшаяся, полная друзей и близких, любимых книг, манящих обещаний и возможностей. Они вступили в иной мир, где на каждом шагу царила отрезвляющая «проза» тылового быта, ранили сознание еще свежие рубцы, горе и утраты, причиненные войной. Замкнулся в себе капитан Мельниченко после гибели жены, фронтового санинструктора, отчаянное горе пережил Алексей, узнавший, что его мать умерла в блокадном Ленинграде, печально и трезво оценивает итоги прожитой жизни стареющий и одинокий майор Градусов. О многом заставляют задуматься драка Алексея и Бориса с пьяными спекулянтами, омрачившая первый день нового, 1945 года, или жгучий стыд и боль, испытанные Дмитриевым при встрече с морячком-инвалидом, торгующим с лотка папиросами. Эта обманчивая тишина требовала от персонажей умения ориентироваться в ситуациях совсем непредвиденных, порожденных так называемой мирной жизнью, ставила трудные вопросы, не возникавшие и не имевшие под собой почвы на фронте. В отношениях людей появились некие новые измерения, и каждый должен был заново приспосабливаться или не приспосабливаться и восставать против этого непривычного порядка. Через нравственное самоопределение в новых условиях жизни так или иначе проходят все персонажи повести Бондарева. И те, кто хорошо или плохо усвоил трагические уроки фронта,- Алексей, Борис, Толя, Мельниченко, Градусов,- и те, кто со школьной либо вузовской скамьи попал в условия офицерского училища. Каждый из них, успевший и не успевший набраться житейского опыта, нравственно закалившийся или тронутый едва заметной «ржавчиной», обретал цельность характера, последовательность поступков, только пройдя через драматизм познания реальной жизни, ее истинных и мнимых ценностей, искушений и противоречий. В результате такого рода проверки, без насилия со стороны автора, персонажи открывались полнее и сложнее, часто с непредвиденной для них самих и для окружающих стороны. Поставленные в условия одновременно и более легкие, и более трудные по сравнению с предшествующими, фронтовики как бы только теперь получали возможность психологически распрямиться, сбросить душевную скованность, в полную меру реализуя свои Духовные задатки и возможности. А духовный потенциал у каждого был свой, особенный, и своеобразие реакции на переход к миру особенно резко оттеняло индивидуальную особенность каждого. Так, например, Алексей, человек достаточно твердых убеждений, возводящий этическую требовательность в своего рода абсолют, отлично воевавший, обнаружил еще и удивительно тонкое чувство красоты и добра, бескорыстное дружелюбие, отзывчивость к чужому горю и радости. Лиризм и поэтичность мироощущения, казалось бы, заглохшие на фронте, теперь вновь осветили богатую натуру этого молодого человека, как бы смягчили впечатление жестокой его неуступчивости. Писатель хорошо понимал, что прояснить характеры в самом существенном, выявить с необходимой полнотой их индивидуальный динамический потенциал можно лишь при наличии действенно заряженных обстоятельств. Здесь было главное условие успешного решения общей художественной задачи. Конечно, и это напрашивалось само собой, драматически взрывчатой силой обладал проступок Бориса Брянцева, спрятавшего в кустах во время учебных маневров катушку с телефонным кабелем, крайне необходимую Алексею Дмитриеву в решающий момент «боя». Однако, сконцентрировав внимание на этой ситуации, автор тем самым переместил бы центр тяжести на событие как таковое. А это не входило в его планы. Бондарева более всего занимал не формально наказуемый проступок, а нравственная его подоплека, те внутренние процессы, которые так изменили характер Бориса, побудили его обмануть, а затем и оклеветать товарища. Здесь главная мысль повести, ядро того конфликта, который потрясет сознание Алексея, и, что очень существенно, Бориса тоже. Хотя Борис формально не наказан из-за отсутствия прямых улик, в умышленности его действий никто не сомневается. Атмосфера отчужденности, образовавшаяся вокруг недавнего героя и всеобщего любимца курсантов, заставляет Бориса взглянуть в глаза своей совести. И тогда ему остается одно - воспользоваться правом на демобилизацию по ранению и уйти из училища, из армии. Пережитая Брянцевым драма, а случившееся для него именно драма,- преображает его характер. Не то чтобы из «плохого» он становится «хорошим» человеком. Такое решение было бы слишком прямым и упрощало замысел повести. Автор не имел его в виду.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Юрий Бондарев

Юрий  Бондарев


Сочинение на тему Нравственно этические проблемы в произведениях Юрия Бондарева, Бондарев



Больше всего просматривают

  1. Сочинение о маме
  2. Сочинение на тему мой лучший друг
  3. Сочинение на тему мама
  4. Сочинение про березу
  5. Детство сочинение
  6. Образ Чичикова
  7. Сочинение про войну
  8. Заметка в газету по русскому языку
  9. Сочинение 4 класс
  10. Сочинение по рассказу пенсне
  11. Сочинение на тему космос
  12. Письмо маме
  13. Поиски правды на дне
  14. Описание мамы
  15. Что я ценю в людях сочинение?
  16. Сочинение на тему телевидение
  17. Судьба человека главный герой
  18. Сочинение рассуждение на тему совесть
  19. Мое любимое время года сочинение
  20. Сочинение на тему весна
  Мобильная версия

Анализ стихотворения Блока Россия