Принципы научного естествознания, отменяющие установленную церковью иерархию явлений, прилагаются к социальным отношениям, толкая к выводам о необходимости отмены социального неравенства. Это и делает учение Галилея таким опасным для власть имущих, оттого-то они и отдают Галилея в руки инквизиции. Галилей отступает перед угрозой пыток и публично отрекается от истины, в которой он на самом деле убежден. В пьесу входит дискуссия о том, как отнестись к поступку Галилея. Его ученик Андреа Сарти, вначале возмущенный слабостью духа, проявленной Галилеем, при встрече с ним начинает думать, что ученый поступил мудро, сохранив себе жизнь ради дальнейших научных исследований. Но Галилей сам отвергает такую трактовку своего поступка: «Я полагаю, что единственная цель науки - облегчить трудное человеческое существование. И если ученые, запуганные своекорыстными властителями, будут довольствоваться тем, что накопляют знания ради самих знаний, то наука может стать калекой…
* Я был ученым, который имел беспримерные и неповторимые возможности. Ведь именно в мое время наука вышла на рыночные площади. При этих совершенно исключительных обстоятельствах стойкость одного человека могла бы вызвать большие потрясения. Если бы я устоял, то ученые-естествоиспытатели могли бы выработать нечто вроде Гиппократовой присяги врачей- торжественную клятву применять свои знания только на благо человечества!.. (Как современно это звучит! ). Но я отдал свои знания власть имущим, чтобы те их употребили, или не употребили, или злоупотребили ими - как им заблагорассудится - в их собственных интересах… Я предал свое призвание. И человека, который совершает то, что совершил я, нельзя терпеть в рядах людей науки».
Уличный певец поет в карнавальную ночь о социальном смысле учения Галилея:
* «Да будет свет! - провозгласил Всевышний
* И приказал, чтоб Солнце с этих пор
* Вокруг Земли, без проволочки лишней,
* Вращалось впредь, - и кончен разговор!
* Хотел Господь, чтоб каждый индивид
* Вертелся вкруг того, кто выше чуточку стоит!
* И холуи вращаться стали вкруг людей, имевших вес
* И на Земле, сырой и грешной, и в синих заводях небес!..
* Вот это, добрые люди, и есть великий порядок мира…
* закон законов, правило правил.
* Но что же произошло с ним, представьте себе, добрые люди!
* (Поет.)
* Вскочил ученый Галилей,
* Отбросил Святое писание,
* Схватил трубу, закусил губу,
* Осмотрел сразу все мироздание.
* И Солнцу сказал: шагу делать не смей!
* Пусть вся Вселенная, дрожа,
* Найдет иные круги;
* Отныне станет госпожа
* Вертеться вкруг прислуги!
* Холоп хозяину дерзит,
* Собаки разжирели,
* А певчий встретить
* норовит Заутреню в постели».
Брехт устами Галилея недвусмысленно осуждает ученого, способного поступиться научной истиной из-за чего бы ни было; писатель видит в этом предательство не только перспектив науки, но и интересов социального будущего человечества.
Окончательная редакция пьесы появилась в Америке как раз в то время, когда там только что была изготовлена и тут же сброшена на Хиросиму и Нагасаки атомная бомба. Брехт выносил своей пьесой бескомпромиссный приговор ее создателям. «Атомная бомба как техническое и как общественное явление - конечный результат научных достижений и общественной несостоятельности Галилея», - писал Брехт.
В пьесе незримо присутствует Джордано Бруно. Он был сожжен заживо, но палачи не добились от него ни единой уступки церковному мракобесию. Именно в Джордано Бруно видит Брехт идеал ученого, до конца верного правде разума и науки.
В одной из сцен, еще до того как Галилей предстает перед судом инквизиции, маленький монах спрашивает его: «А не думаете ли Вы что истина - если это истина - выйдет наружу и без нас?». И слышит в ответ: «Нет, нет и нет! Наружу выходит ровно столько истины, сколько мы выводим. Победа разума может быть только победой разумных».
Эти слова могли бы стать эпиграфом ко всему творчеству Бертольта -Брехта. Он не уставал утверждать эту мысль каждым своим произведением. Все его пьесы - призыв к разуму, не к прозаическому рассудку или узкой расчетливости, а к тому страстному разуму, который движет человечество вперед. И в каждой из пьес Брехт ведет разговор о диалектике доброго и злого в человеке, о его социальной зависимости и о необходимости для человека подняться над этой зависимостью и осознать свою ответственность за состояние мира, за его сегодня и завтра.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Изложение пьесы Брехта «Галилей». Поищите еще с сайта похожие.