А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«Темное царство» в драме А Н Островского «Гроза» (вариант 1) - сочинение

Драма А.Н. Островского «Гроза» вышла в свет в 1859 году, накануне больших социально-политических сдвигов в России. В ней отразилось то стремление к свободе, которое являлось одним из основных в стране. Центральным в пьесе стал конфликт между свободолюбивой личностью и людьми старого склада, требующими сохранения старых ценностей и взглядов. В статье Н.А. Добролюбова эти образы из пьесы названы «темным царством». Представители «темного царства» в пьесе — это Марфа Игнатьевна Кабанова и Савел Прокофьевич Дикой. Эти люди объединены общими взглядами на жизнь, невежеством, грубостью, но главное, что их объединяет и что позволило им занять центральное, главенствующее положение в городе, — это деньги. Они самые богатые, а значит, самые сильные и влиятельные личности. Дикой треплет по плечу городничего, равной же себе считает только Кабаниху и говорит ей: «Во всем городе только ты одна меня разговорить можешь». Центральной фигурой «темного царства» является Дикой. Он богатый купец, жадный, грубый и невежественный. Основной смысл его деятельности — накопление денег, обогащение. Жажда денег изуродовала его морально, превратив в безрассудного скрягу, который не в силах владеть собой в тех случаях, когда ему приходится отдавать свои деньги. Для достижения своих целей Дикой не брезгует даже преступлениями. Он обсчитывает поставщиков, присваивает наследство, принадлежащее его племяннику Борису. Дикой, как и большинство людей его класса, отличается суеверием и невежественностью. Грозу он считает не атмосферным явлением, а карой божьей, поэтому возмущен предложением Кулигина поставить громоотвод для предохранения зданий от ударов молнии. Дикой ведет себя как деспот, грубиян и самодур лишь по отношению к тем людям, кто так или иначе зависит от него, кого он считает слабыми. Но с людьми более сильными он оказывается трусом, лишенным чувства собственного достоинства. В полном соответствии с основными чертами социально-психологического облика Дикого, невежественного самодура и хищника, находятся и особенности его речи, содержащей ругательства в отношении зависимых от него людей, которых он обвиняет во лжи и непочтительности (объяснение с городничим по поводу обсчета мужиков, разговор с Кулигиным о солнечных часах и громоотводе). Речь Дикого — грубая и раздражительная, отражающая его властную, деспотическую, невежественную натуру.

Марфа Игнатьевна Кабанова так же, как и Дикой, является защитницей старых основ жизни, обрядов и традиций «темного царства». Она чувствует, что наступает конец старине, что молодые уже не желают признавать и выполнять бесчисленные запреты и обряды, поэтому она непрерывно жалуется на распущенность молодежи, на непочтительность к старшим и неумение жить. Поддерживая старое, отживающее, Кабаниха ненавидит все новое, нарождающееся. Деспотизм Кабановой проявляется прежде всего в семье и направлен на подавление свободы всех домашних. Кабанова не считается с интересами и склонностями своих детей, оскорбляет их своими подозрениями и упреками. Основой семейных отношений, по убеждению Кабановой, должен быть страх, а не взаимная любовь и доверие. Она убеждена, что свобода ведет человека к нравственному падению. Но деспотизм Кабановой носит особый характер. Все свои действия, направленные на подавление свободы членов своей семьи, она прикрывает маской лицемерия, смирения и покорности божьей воле, обосновывает необходимостью подчиняться церковным законам и обрядам.




 
Кабанова — жестокий и бессердечный человек, ей чуждо всякое сочувствие страданиям людей, в особенности ее бессердечие проявляется в отношении к Катерине. Образы 2-х основных представителей «темного царства»— Дикого и Кабанихи — имеют много общего. Деспотизм, невежество, суеверие, бессердечие — вот что объединяет их в единую силу, ведущую борьбу со всем новым. Но эти характеры не повторяют, а дополняют друг друга, раскрывая разные стороны «темного царства». Кабаниха хитрее и упорнее Дикого, обладает сильной волей и под видом благочестия борется за сохранение устоев старины. Проявление же своеволия и деспотизма Дикого приобретает дикий, самодурный характер. Нет у Дикого ханжества и лицемерия, которыми отличается Кабаниха. Он не прикрывает своего самодурства маской покорности божьей воле — вот почему Кабаниха вреднее и опаснее для молодого поколения, чем Дикой. В образах Дикого, Кабанихи и других носителей невежества, деспотизма и самодурства Островский заклеймил все то мерзкое и отвратительное, что встречалось в русской жизни накануне реформы 1861 года. В этих образах, вызывающих во всяком человеке чувство негодования и презрения, отразилось и отношение самого драматурга, убежденного в том, что человек может и должен быть свободным и сам выбирать свои действия и судьбу.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «Темное царство» в драме А Н Островского «Гроза» (вариант 1). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гроза > «Темное царство» в драме А Н Островского «Гроза» (вариант 1)
Гроза

Гроза


Сочинение на тему «Темное царство» в драме А Н Островского «Гроза» (вариант 1), Гроза