А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Достоевский > Библейские мотивы в произведениях Достоевского
Библейские мотивы в произведениях Достоевского - сочинение
Подвига в любви будет искать и герой романа Ф.Достоевского «Идиот» (1868) князь Лев Николаевич Мышкин - князь Христос, который появляется в мир нигилизма, в мир антикрасоты (как антикрасоте, как подмене христового учения, как измене самому Христосу дает автор и характеристику католицизма). Именно такую «красоту» (или антикрасоту) использует дьявол в борьбе против Бога. Поэтому и страшна в своей опасности красота Настасьи Филипповны, так как может принести беду - собственно (по выражению Аделаиды), перевернуть мир, однако… ради чего? Мир, который погряз в антикрасоте, замешанной на гордыне, не примет князя Мышкина - князя Христа. Такой мир будет самоуничтожаться. Характерно, что в «Легенде о Великом Инквизиторе» из «Братьев Карамазовых» реальному Христу, который появился на землю, кардинал с укором говорит: «Зачем ты пришел нам мешать?». Среди греховной среды, став свидетелем человеческих преступлений, князь Мышкин не сумел достичь божественной сути Христа (очевидно, самонаследование Сына Божьего, как и его подмена, таит в себе опасность) и потому впадает в безумие, отдаляясь от страшной реальности мира. Если отрицать Бога, Христа как Бога-Человека, то появляются Люди-Боги, («и вы будете, как боги» - Бытие, 2,5) - основа идейной парадигмы романа Ф.Достоевского «Бесы» (1822), в котором автор развенчивает идею перекройки мира путем насилия и разрушения нигилистами-революционерами, действующими по принципу: «Если нет Бога, то я бог…». Антидуховный, безбожный и античеловеческий характер всех утопий, всех революций воплощен уже в самом названии романа. Бесовский дух вселен в революционерах, в разных мечтателях-утопистах, которые, вопреки Божьей воле, декларируют создание рая на грешной земле. Питая Русь идеями Чаадаева бесы травили и разрушали душу народную, сеяли хаос и опустошения, готовили очередные общественные эксцессы и потрясения. Толчок к написанию «Бесов» был вызван раздумьями о революционной группе известного апологета террора С.Нечаева, собственно, и убийство этими террористами студента Иванова в Москве. Это и становится одной из сюжетных линий романа - убийство Петром Верховинским Шатова. Однако не Верховинский, который имел реального прототипа - Нечаева, является ключевой фигурой романа: прообраз одного из предводителей революционного террора (эта группа была подчинена тайной организации под кодовым названием «Ад») в романе зловещий, примитивный и грубый. В центре повествования - осмысление парадигмы зла, воплощенной в образе идейного вдохновителя «большого грешника» Ставрогина, своеобразного «сверхчеловека», который, при всех желаниях стать на путь праведности, заблудился в поисках веры, не способен различить добро и зло, старается спастись только собственной волей, потеряв связь с Творцом, с Божьим народом. Человек не способен спастись без Бога в душе. Не способна такая душа, которая погрузла в неосознанной гордыне, к воскресению. Раскольников спасается, так как осудил свой грех внутренне, так как находит путь к очищению через страдание и искупление. В эгоцентризме Ставрогина же развенчивается идея Человека-Бога, идея псевдокраоты, опасной в своей губительности для людей. Поэтому и гибнут персонажи, которые в большей или меньшей мере находились под влиянием Ставрогина: Шатов, Кириллов, Лиза.
Сам Ставрогин сводит счета с жизнью, терпя при этом морально-философский крах. Даже исповедь Ставрогина у святого старца не является раскаянием: зло, оставаясь в душе грешника, еще больше стимулирует гордыню и пренебрежение к ближнему. Характерно, что идеи справедливости (скорее псевдосправедливости), основанной на эгоцентризме, захватывали экзальтированную интеллигенцию всех времен. Они, эти идеи, в мировоззрении интеллигентов винниченковского типа, в декларациях «элиты» революционных и послереволюционных лет, горбачевских реформаций и постсоветского периода. Разногласие между пропагандированными идеалами и катастрофическими результатами при воплощении их в жизнь неопровержимо свидетельствуют о духовном кризисе поглощенного бесовской гордыней элитарной прослойки общества. Стараясь быть всегда на плаву, маяками и менторами, они постоянно будут кипеть революционными, классовыми, национальными, «безальтернативными» или еще какими-нибудь идеями, реформированием моральных устоев, и даже душ. За всем этим - бездна. «Интеллигенция не отдает служению жизнь. Она охотно обменивается лишь многословием. Поэтому когда революции пожирают своих детей, это не жертва Богу, Трону и Отечеству. Это не мученичество. Это результат глупости. А значит - жертва дьяволу», - пишет современный православный мыслитель. Псевдокрасота, псевдоправда, псевдоидеи, псевдорай, за которыми скрытая ненависть, - вот та основа, что порождает революционную бесовщину. Таков лейтмотив романа «Бесы», пророческого романа, прообразы героев (или антигероев) которого будут появляться не раз на скрижалях истории. Это и предостережение относительно одержимых людей с пассионарными задатками, которые, при всей солидарности в зле, ненавидят и пренебрегают друг другом. Бесовская одержимость способна и к саморазрушению. «Эта женщина способна за малейший промах довести товарища по партии до самоубийства», - говорил об известной организаторше цареубийства Софии Перовской другой революционный террорист Сергей Степняк-Кравчинский, который в значительной мере послужил Этель-Лилиан Войнич для создания образа главного героя (нераскаявшегося богоборца) романа «Овод» (считают, что этот роман, написан под влиянием мировой масонской организации, который являлся своеобразной полемикой с «Бесами» Ф.Достоевского). Либеральные идеи и революционная бесовщина - единая суть фальшивой свободы, свободы без Бога в сердце. Это, собственно, основа бесовских основ грядущего, основанного на либерализме общества: «Слушайте, я их всех сосчитал: учитель, смеющийся над детьми над их богом и над их колыбелью, уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу тем, что он развитее своих жертв, и чтобы денег добыть, не мог не убить, уже наш. Школьники, убивающие мужика, чтобы испытать ощущение, наши. Присяжные, оправдывающие преступников сплошь, наши. Прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален, наш, наш. Администраторы, литераторы, а, наших много, ужасно много, они сами того не знают». Воистину, пророческие слова, точнейшая оценка либеральной среды (либерализм - одна из самых завуалированных форм самого ужасного тоталитаризма, контроля над человеческой личностью), охваченного страхом за невольное несовпадение с общепризнанными взглядами, когда человеку предъявят обвинение в консерватизме и отсталости (тезис «люди вчерашнего дня» сегодня становится своеобразным ярлыком). За всем этим пренебрежение, перерастающее в скрытую ненависть, дальше - греховный импульс к преступлению. Интересно, что замешанная на гордыне исповедь Николая Ставрогина у старца Тихона пугает последнего, поскольку такое «покаяние» породит новые преступления.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Федор Достоевский

Федор  Достоевский


Сочинение на тему Библейские мотивы в произведениях Достоевского, Достоевский



Больше всего просматривают

  1. Сочинение о маме
  2. В чем смысл жизни сочинение
  3. Сочинение для 2 класса
  4. Анализ стихотворения Блока Россия
  5. Легко ли быть молодым
  6. Правда Луки
  7. Сочинение на тему моя любимая фотография
  8. Сочинение 4 класс
  9. Анализ стихотворения Брюсова юному поэту
  10. Сочинение на тему космос
  11. Сочинение Тарас бульба
  12. Поиски правды на дне
  13. Сочинение рассказ на основе услышанного
  14. Анализ стихотворения Гумилева
  15. Сочинение на тему отцы и дети
  16. Сочинение про музыку
  17. Моя будущая профессия
  18. Сочинение на тему описание местности
  19. Любовь сочинение
  20. Сочинение на тему весна