А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Путь гуманизации сюрреалистической поэзии - сочинение


Путь гуманизации сюрреалистической поэзии прошел и другой поэт, долгие годы бывший соратником Элюара — Робер Деснос (1900—1945). Активный участник сюрреалистической группы 20-х годов, он отличался демократизмом и своих общественных устремлений, и своего творчества, чуткого к повседневности, к простому человеку (в этом он близок Прёверу), отмеченного нараставшей любовью к людям, которая-и была увенчана уже не литературным подвигом, а подвигом патриота. Участник Сопротивления, Деснос был арестован гитлеровцами и погиб в их застенках. Отход Десноса от сюрреализма стал очевидным в 1930 году. Пафос 30-х годов отразился в цикле его стихов «Обезглавленные» (1934) и других, пафос Сопротивления — в сборнике «Стена» (1944).

Сен-Жон Перс (псевдоним А. Леже, 1887—1.975) раньше, до 10—30-х годов, писал стихи абстрактно-утопические, претендовал на «свободное от идеологии» выражение «человеческого и надчеловеческого» («Анабасис», 1924). В поэмах «Изгнание» (1942), «Ветры» (1946) отразились социальные бури первой половины 40-х годов, надежды и горести современников поэта. В символических, несвободных от отвлеченности, нередко трудных для понимания стихах оказавшийся далеко от родины, Сен-Жон Перс выразил свои патриотические чувства, восславил человека, мужество и силу людей, преодолевающих сопротивление стихий, людей борющихся. Беда, пережитая французским народом, борьба лучших его сынов отразились и в творчестве ряда поэтов-католиков.

Художественная проза в годы войны развивалась не столь интенсивно, как поэзия,— преимущественно в формах публицистики и новеллистики. Да и в самой художественной прозе Сопротивления сказалась естественная близость публицистике: речь шла о таких событиях, которые порождали публицистическую заостренность и боевой пафос, побуждали к рассказу о подлинных фактах, к рассказу документально точному. Один из образцов патриотической публицистики — книга Жана-Ришара Блока «От Франции преданной к Франции вооруженной». Эмигрировавший в СССР, Блок сохранил живую связь с родиной, и его радиокомментарии составили книгу, исполненную веры в народ, в победу. К числу самых известных документов антифашистской публицистики относится сборник статей Мориака «Черная тетрадь».

Очерки Антуана де Сент-Экзюпери «Военный летчик» (1942) — одна из последних страниц творчества писателя; летчик французской авиации Сент-Экзюпери погиб летом 1944. года при выполнении боевого задания. Заметки воссоздают тяжелую атмосферу первых этапов войны, «странной войны», когда, как казалось писателю, «вес рушится вокруг». Очерки Сент-Экзюпери позволяют лучше понять написанного вскоре «Маленького принца». Тяжкий удар, полученный им как французом, как человеком дела, мысль о поражении страны до крайности обострили веру Сент-Экзюпери в «тепло человеческих чувств», противопоставленных им разуму и «всем системам». Писатель славит, хотя и в крайне отвлеченных определениях, «появление Человека», возрождение любви как преобразующей силы.

В реалистической новеллистике Эльзы Триале (1896—1970) наряду с теми, кто предал родину, кто струсил («Анри Кастелла», «С глубоким прискорбием» и другие произведения), изображаются те, кто нашел в себе мужество для борьбы («Авиньонские любовники»), В числе первых откликов на Сопротивление — очерки и рассказы Веркора (псевдоним Жана Брюллера, род. в 1902 г.). Вер-кор, как и Сент-Экзюпери, писал вначале о своем, отчаянии, о той бездне, которая разверзлась перед французами в 1940 году, и о возникшей позже надежде. Дух Сопротивления ощутим в известной новелле Веркора времени войны — в «Молчании моря» (1942). Были сделаны первые попытки отразить события войны и в реалистической драматургии (пьеса Ж.-Р. Блока «Тулон»), и в реалистическом романе.



 
Но оккупация и Сопротивление отразились не только в искусстве реалистическом или романтическом. Они отразились и в искусстве экзистенциалистском — в драматургии, прозе, публицистике Ж.-П. Сартра, А. Камю, в пьесе Ануя «Антигона» (1943). Драматургия Жана Ануя (род. в 1910 г.) в 30-е годы была близка драматургии Жйроду. Красочное зрелище в большей части произг ведений Ануя — не только самоцель, но и средство критики буржуаз-иого общества, вскрытия парадоксального сочетания принятых нравственных правил, внешних приличий с мещанскоц тупостью, жадностью, примитивностью, составляющими истинную суть этого общества («Путешественник без багажа», 1937; «Дикарка», 1938 и др.). «Антигона» — в ряду произведений «мифологического» жанра. Античная трагедия переведена в план современной комедии с иронической подачей тех ситуаций, которые для древнего мира были наполнены глубоким смыслом и необходимостью. Комический эффект-пьесы поэтому велик. Но за эффектами и забавной игрой в «Антигоне» вырисовываются очертания современной трагедии. Конфликт Антигоны и Креона — это обычный для Ануя конфликт тех, кто «довольствуется кусочком», и тех, кто «ставит вопросы», кто высоко поднялся над уровнем трезвой практичности. С невероятным мужеством пытается Антигона совершить то, что грозит ей гибелью,— зарыть тело брата. В отваге героини, в ее готовности к подвигу, в ее несгибаемости выражался дух сопротивления оккупантам; пьеса тогда легко прочитывалась как аллегория. Однако видно, что упорство героини объясняется и тем, что делает она это ради утверждения своего несходства с «прочими», ради утверждения своей внутренней свободы. Дело быстро идет к зловещему финалу, в котором торжествует смерть и воцаряется одиночество. Одинока перед лицом смерти и Антигона, теряющая смысл своих действий. Все захлестывается стихией абсурдности. И Сартр, и Камю примыкали к Сопротивлению, были писателями-патриотами, антифашистами. Под влиянием Сопротивления сложились характерные противоречия французского экзистенциализма, которые особенно проявились уже после войны. Сама жизнь опровергала и осуждала мрачные выкладки декадентов. С небывалой, исключительной силой жизнь раскрыла перед писателями героические темы, исполинские человеческие типы. Не случайно роль народа в годы Сопротивления была признана не только писателями, народу близкими, но и Франсуа Мориаком, заявившим, что только рабочий класс остался верен поруганной Франции.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Путь гуманизации сюрреалистической поэзии. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по зарубежной литературе > Путь гуманизации сюрреалистической поэзии
Другие сочинения по зарубежной литературе

Другие сочинения по зарубежной литературе


Сочинение на тему Путь гуманизации сюрреалистической поэзии, Другие сочинения по зарубежной литературе