А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Поэтика и эстетика в теоретических трудах Ф Прокоповича - сочинение

В Петровское время, кроме барочного, начал складываться и другой тип литературы, поэтика и эстетика которого начали появляться прежде всего в теоретических трудах и ораторской деятельности Ф. Прокоповича. Он был наиболее яркой фигурой среди писателей и публицистов начала века.

Один из образованнейших людей своего времени, Ф. Прокопович (1681-1736) первым почувствовал и осмыслил необходимость для Русского государства коренных преобразований в области политики, идеологии и искусства, начавшихся еще в XVII веке, а в Петровское время достигших скорости, по словам Ломоносова, «неимоверной». Борьбе за осуществление Петровских реформ Феофан Прокопович - этот «просветитель в рясе» (по меткому определению Н. К. Гудзия) - отдал всю свою кипучую энергию и весь свой талант.

Основным его оружием было искусство слова, которым он практически овладел мастерски для своего времени. Но Ф. Прокопович оставил заметный след в истории русской культуры и как теоретик литературы. Его труды помогали формированию новой светской литературы, требуя от нее глубокого патриотизма, высокой гражданской направленности, обогащая ее также и новыми эстетическими принципами.

В его двух трактатах («Поэтике», прочитанной им студентам Киево-Могиляпскоп академии в 1701 году, и «Риторике», прими тайной там же в 1707 году) не только систематизированы данные о родах и видах литературного творчества, но и сформулированы наиболее существенные положения его художественно взглядов.

С первых же страниц «Поэтики» Ф. Прокопович требует от поэзии серьезной проблематики, высокой нравственности. Заявив, что поэзия возникла «в колыбели самой природы» и «что чувство человеческое, в образе любви, было первым творцом поэзии», Ф. Прокопович считает, что в дальнейшем, когда она «набрала силы», поэты должны отказаться от того, чтобы «перебирать и в мыслях, и словесно все эти забавные садики, ручейки, цветочки, набеленные щеки, убранные золотом волосы и тому подобные изящные пустяки». У настоящей поэзии другое назначение: сочинять «хвалы великим людям и память о их славных подвигах передавать потомству», «поведать о тайнах природы и о наблюдениях над движением небесных светил», «наставлять и гражданина, и воина, как жить на родине и на чужбине».

Знаменательно, что поэзия (как и вся художественная литература), по Ф. Прокоповичу, должна поучать не только рядовых граждан, но преподавать уроки государственной мудрости и самим правителям, «потому что всякий государь должен знать толк в двояком искусстве - и в войне, и в мире». «Мудрейший поэт (имеется в виду Вергилий.), желая дать наставления государям при этом и другом положении дел,- продолжает Ф. Прокопович,- в шести первых книгах описал плавания Энея, где, словно в картинах гражданской жизни преподает наставления, как управлять государством; в последующих же шести книгах он воспевает войны Энея, которые служат образцом военного опыта. Так же поступали и некоторые прозаические  (выделено мною.)  писатели…»

Итак, дидактическая роль литературы, с точки зрения Прокоповича, очень велика: ведь недаром Аристотель «поставил судьей и руководительницей всех искусств и наук» политическую философию. По этой же причине из трех способов, по Аристотелю, какими поэт может воспроизвести события («как они были или есть, или как о них говорят и думают, или какими они быть должны»), Ф. Прокопович избирает последний: «Главная же разница между поэтом и историком, по наблюдению Аристотеля, заключается в том, что историк рассказывает о действительном событии, как оно произошло; у поэта же или все повествование вымышлено, или если он даже описывает истинное событие, то рассказывает о нем не так, как оно происходило в действительности, но так, как оно могло или должно было произойти».


 
Гуманистический характер взглядов Прокоповича на искусство нашел свое воплощение не только в его «обращении к античным первоисточникам, их хорошем знании и высокой оценке», но и в том, что этот ученый монах главным содержанием поэзии считал изображение человека, его деятельности и переживаний. Так, Ф. Прокопович не соглашается с Цицероном, отметившим, «что к области поэзии принадлежит все то, о чем можно писать стихи, т.е. все то же самое, что служит предметом И ораторского искусства», и утверждает, что, «точнее рассматривая природу ПОЭЗИИ, мы говорим, что ее основной предмет приспособлен собственно к изображению людских действий посредством стихотворной речи», к «изображению или воспроизведению жизни и нравов других людей», «душевного движения, когда человек движим веселием или скорбью, радостью, удовольствием, любовью, гневом, страхом». Отстаивая высокое, гражданское искусство («ведь поэзия есть искусство изображать человеческие действия и художественно изъяснять их для назидания в жизни»,) Ф. Прокопович отчетливо представлял себе, что поэзия не может быть наполнена голыми поучениями. Он вполне разделял требование Горация «мешать приятное с пользой», так как «то и другое назначение (поэзии.), если их брать отдельно, несовершенно. Ведь стихотворение, которое услаждает, но не приносит пользы, является пустым и подобно ребячьей погремушке. То же, которое стремится быть полезным без услаждения, едва ли будет полезным! Ибо мы приступаем к чтению поэтов, увлеченные прелестью и изяществом стиля: в поисках удовольствия мы вместе с тем находим и пользу. Поэтому и то и другое вместе создают совершенное назначение…». Ф. Прокопович немало места уделяет художественным средствам, с помощью которых возможно добиться наибольшего воздействия и на ум, и на чувства читателя, ставя вместе с тем (в ряде случаев удачно раскрывая) вопросы специфики художественного творчества. В связи с этим наиболее существенным вкладом Прокопови-ча в теорию искусства следует признать его трактовку таких эстетических категорий, как подражание и вымысел. «Первое, что преимущественно требуется во всяком поэтическом произведении, это вымысел, или подражание», без пего поэзия мертва. «Ведь подражание является душой поэзии». Раскрывая понятие творческого вымысла - подражания, Прокопович связывает его непосредственно с самим процессом художественного творчества. Не случайно, для Прокоповича «поэта, если бы это было в обычае, правильно можно было бы назвать «творцом», «сочинителем» или «подражателем», который пересоздает, переосмысливает окружающую действительность: «ведь выдумывать или изображать - означает подражать той вещи, снимок или подобие которой изображается». Возлагая вслед за Аристотелем па поэтический вымысел функцию воплощения художественной истины, Ф. Прокопович даст примечательную классификацию вымыслов, разделяя их па «вымысел самого события и вымысел способа, которым это событие совершено». В свою очередь вымысел события бывает двух видов: «один подлинный, но не представляющийся вымыслом; другой - подлинный и представляющийся вымыслом». С вымыслом первого рода мы встречаемся тогда, «когда случаи и происшествия с кем-либо, не происходившие в действительности, вымышлены по способу исторического повествования, причем к этому не присочинено ничего необычного или выходящего за пределы вероятного»; с вымыслами второго рода мы сталкиваемся, «когда вымышляется что-либо сверхъестественное или необычное для людей, как, например, совещания богов, их ссоры, чудеса и прочее в таком роде, что с легкостью обнаруживается как вымысел». Характерно, что Прокопо-вич для иллюстрации неправдоподобных (т. е. второго рода) вымыслов приводит немало примеров из Священного писания, а «пользоваться без колебания» рекомендует вымыслами первого рода (т. е. вероятными и правдоподобными). При последующем раскрытии многозначной роли поэтического вымысла - подражания в художественном произведении Ф. Прокопович вплотную подходит к пониманию сущности художественного образа как выражения обобщенного, типического через конкретное, индивидуальное. Этому помогает сопоставление поэта, с одной стороны, с художником, а с другой - с историком. Так, поэт «вымышляет у действующих лиц разнообразные переживания души и тела: страх, скорбь, гнев, вожделение, зависть, сомнение и т. д., а также телесные переживания: дрожь, бледность, ужас, волосы дыбом, вспыхнувшее лицо, покраснение - и прибавляет различные движения соответственно своему представлению, т. е. поднята ли рука, потуплен ли взор, стоит ли кто недвижим или в ярости мечется туда и сюда. Кроме этого, поэт вводит разнообразные беседы, изобретает различные случаи». «В конце концов,- говорит Ф. Прокопович,- он (поэт.) должен… поступать совершенно так же, как поступает живописец, рисуя картины», который вначале «обдумывает, зрительно представляет себе местность и лица и долго соображает, каким образом - если дело идет о сражении - одни мечут издали стрелы, другие сражаются врукопашную мечами и копьями, как эти обратились в бегство или рассеялись, а те их неотступно преследуют, как поверженные и раненые, каждый по-разному, испускают дух, все это художник сначала в отдельности как бы рисует в уме, наконец, переносит на картину и искусно отделывает частности». По мнению Ф. Прокоповича, «замысел у поэта и живописца совершенно один и тот же; отличие между ними только в осуществлении, так как этот переносит свои замыслы красками на картину, а тот - словесными фигурами и стихами на страницу». Заключает это сопоставление Ф. Прокопович следующими словами: «Поэзия есть говорящая живопись, а живопись - немая поэзия».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Поэтика и эстетика в теоретических трудах Ф Прокоповича. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Поэтика и эстетика в теоретических трудах Ф Прокоповича
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Поэтика и эстетика в теоретических трудах Ф Прокоповича, Другие сочинения по русской литературе