А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Олег Дарк Принесенные в жертву - сочинение
Исторические романы Константина Белова: "Палач" (два издания, оба 100-тысячным тиражом) - 1993-1994 гг., его продолжение "Ученики" - 1996г., ожидается третья часть трилогии - "Уроки". Действие начинается в 60-е годы XIX века и доведено пока до 1907 года. Это книги последних и даже ближайших будущих лет, а значит, и повод поразмышлять о том, каким только и может сегодня явиться исторический роман. Условие существования массового жанра - соответствовать читательским ожиданиям. Он не может себе позволить конфликт с читателем. Выходит, если мы выясним, каков исторический роман (или детектив, любовный роман, фэнтези), то узнаем и каков его читатель, которому исторический роман льстит, выражая его. И первый же вопрос: откуда успех жанра у читателей? К. Белов объясняет в предисловии к "Палачу": в народе не утолена "жажда самопознания". Несмотря на велеречивость формулы, она верна - правда, только с одной точки зрения. В отличие от исторической монографии, исторический роман демократичен, превращает познание в само-познание. Ученый, а с ним и его читатель наблюдают исторический процесс со стороны и одновременно сверху. Ученый-историк на то и профессионал, что представитель клана, цеха, почти секты. Он - другой, чем "мы", "чужой". Писатель, тем более массовый, говорит от "нашего" имени, он - "наш". И он сам - действующее лицо, этим и интересен. И превращает в действующие лица своих читателей. В одном интервью К. Белов, полусмеясь, сказал, что до 1917 года еще не дожил, в "его" истории этого года еще нет. Поэтому еще, мол, не знает, как отнестись, скажем, к позднему большевизму. Там видно будет. Такую позицию беловского принципиального "незнания" выделим как одну из возможных для исторического романиста. Мы к ней еще вернемся, она кажется наиболее соответствующей нашему времени. Другая точка зрения - ученого-историка и подражающего ему исторического писателя: они все знают наперед. И этим нас несколько даже обижают. Ведь, в отличие от них, о завтрашнем дне мы все не осведомлены. Эта неосведомленность особенно остро чувствуется в смутные, нестабильные времена. Течение художественного повествования можно сопоставить с течением жизни, и тогда взгляд на нее героя или рассказчика либо совпадает с нашим повседневным и нам приятен, либо противоречит и кажется заносчивым. Но потому и сомнительно просветительское значение исторического романа, что не ради просвещения его покупает читатель. Как, впрочем, и любое другое литературное произведение. Еще Белинскому было известно: "задача" читателя - не узнать что-то новое, а встретить давно знакомых (знакомое). В неспокойное же, постоянно грозящее новизной время - тем более. Исторический роман поступает более тактично, чем окружающая действительность, если отпускает новое порциями посреди давно и хорошо знакомого и маскирует под него. О палаче Иване Фролове "я" могу не знать, но это случайность, "на всю Россию"-то он известен, как считает своим долгом успокоить читателя К.Белов. Его читателю очень важно быть уверенным: он читает о том, что действительно было, прошло и уже неопасно. То же самое с графом и "всесильным министром" Дмитрием Толстым или обер-прокурором сената Николаем Неклюдовым: где-то я слышал, читал эту фамилию или похожую на нее. Пусть даже я ошибусь, приму одного героя за другого. Читатель чувствует себя защищенно и уютно среди с детства привычных: Александра II или III, цесаревича Николая (затем императора Николая II) или любого из Ульяновых: Илья Николаевич, Саша, Аня, Владимир Ильич, издерганная, некрасивая, готовая отдаться первому встречному Маняша... А вот и Наденька Крупская. И Глеб (кличка - Суслик), как выясняется - молодой Кржижановский, счастливый соперник Володи в любви. Но наш второй вопрос еще требует ответа: зачем историческим писателям и их читателям подглядывание в душу или опочивальню исторического деятеля? А ответив на него, мы, возможно, поймем и в чем преимущество для популярного романа сюжетов из жизни последнего царя, Ленина (а за ним и Сталина) и его (их) соратников или жертв. Вероятно, для читателя важно не столько узнать, каковы они были "на самом деле", а просто пожить рядом с ними, чтобы убедиться, что они такие же, как мы, а совсем не страшные злодеи или, наоборот, не святые герои, как утверждают учебники. Злодейство и святость в равной мере пугают своей непостижимостью. Предреволюционная история (как затем 30-е годы) переживается нами особенно болезненно. Мы думаем, что там - истоки наших позднейших бед. Глубже в историю мы редко заглядываем в поисках истоков. К. Белов признавался, что жалеет, что не начал свое повествование с более раннего исторического периода. Но, заметим, такое движение вспять в историю можно продолжать до бесконечности. Интересно, конечно, было бы провести художественную генеалогию 1917 года, начав с племенных союзов славян, и тоже, как это делает Белов, на материале судеб двух-трех семей: какого-нибудь дружинника, смерда и, допустим, купца. Чтобы история нас больше не травмировала, можно представить ее привычно-печальным течением жизни, мучающим персонажей невзирая на их общественное положение или позднее приобретенную власть над другими. И в этом герои уравнены и между собой, и со своими потомками. Так поступает в своих романах К. Белов, отвечая на запрос современного русского читателя. Герои более не страшны и почти не вызывают ни страха, ни восхищения, потому что несчастны. К. Белов это сделал, например, с Вл. Ульяновым (еще не Лениным). Теперь очередь в исторической романистике за другой гипнотизирующей фигурой - за Сталиным. Что же касается Ленина, то он остается колоссом и для ненавистников, и для поклонников. А вот Ленин обыкновенный, страдающий, иногда жалкий, всегда сомневающийся, часто разочарованный, - действительно новое в нашей "лениниане". И это ответ на наш третий вопрос: каким читатель хочет видеть героев исторического романа? "Несчастными, как мы". Во-первых, это само по себе утешает и примиряет с собственной судьбой. Во-вторых, таким образом мы изживаем наш испуг перед каменными гостями нашей истории: "А сам покойник мал был и тщедушен, // Здесь, став на цыпочки, не мог бы руку // До своего он носа дотянуть... а был// Он горд и смел - и дух имел суровый..." (Пушкин). Вот на этом знакомом всем драматическом противоречии между самоощущением и неблагожелательным стечением внешних обстоятельств строятся сюжеты К. Белова. Его герои прежде всего воспринимают общую нашу неуверенность не то что в будущем, а вообще в окружающем, которое нас постоянно обманывает. Вероятно, только об этом и может писать современный исторический романист, проецируя свою и нашу общую неуверенность в прошлое. И тут мы возвращаемся к точке зрения "незнания", ставшей для К. Белова базовой в построении его романов. Теперь понятно, откуда она взялась. Просто романист современное общее чувство распределил между героями и повествователем. Но эта же современная точка зрения, как увидим, определила и выбор описываемой эпохи. Исторический роман может строиться, вероятно, двумя способами, обыкновенно они сочетаются. Способ первый. Известный герой является сразу или рано ли, поздно тем политическим, государственным и проч. деятелем, каким мы его знаем и любим (или не любим). Свое преимущество перед ним читатель исторического романа сохраняет недолго: он знает, к чему все придет, чем станет персонаж, а тот не знает. Но в конце концов тоже узнает и занимает отведенное ему историческое место. Читатель получает удовлетворение сначала от своего преимущества перед героем, от самой этой возможности знания наперед (без перелистывания страниц), затем от подтверждения этого знания и самоутверждения в нем и, наконец, от стабильности и неизменности исторических картин, которые предвидел.
Но стабильность и неизменность - это не те качества мира, которые наблюдает современный русский человек. А потому и повествование, их выражающее, воспримет как неправду. Такой способ построения исторического (биографического, семейного...) романа К. Белов также использует. По крайней мере три Александра (два императора вместе со своими министрами и террорист Ульянов с товарищами) наконец видят временные плоды своей деятельности. Одни торжествуют, раскрывают заговоры, ограничивают земство, утверждают классическую систему образования и проч. Другие переживают крах и разочарование, их казнят. Но определяющим для повествования становится другой способ его организации. Все герои застигнуты и задержаны навсегда в периоде, предшествующем раздаче исторических призов и штрафов. Эта задержка и застигнутость героев именно в этом периоде особенно созвучны самоощущению современного читателя. Вот, например, Мария Александровна Ульянова. Мы все с детства привыкли к ней как к героической матери революционеров (почти по Горькому). Одним она этим отвратительна, другие ею восхищаются. А у К. Белова она считает поведение детей предательски безответственным. Потому что не знает оправдания им: о будущем величии и торжестве семейства Ульяновых. Бегут в рискованную деятельность, оставляют семью без поддержки. Два исторических мифа о счастливых семействах: ульяновском и Николая II - переворачиваются у К. Белова в сторону их столь же общей несчастливости. Вместо единства и взаимной любви - взаимное раздражение между родителями и детьми, женами и мужьями, братьями и сестрами. Наследуемая неуравновешенность во взаимоотношениях и взаимная отчужденность заменяют все прочие виды родственной связи. О счастливой, а это значит - об уверенной в себе и своем незыблемом положении семье современный русский человек писать не может. Семья - первое социальное тело, включающее в себя физические тела или, иначе, являющееся их продолжением. А значит, и продолжением неблагополучия в них, ущербности и немощности. Тест на семейное счастье традиционно "в жизни" и литературе проверяет способность человека управлять собой и обстоятельствами, управляться с тем и другим. Все это относится ко всем нам. Но тем более - к управляющим или готовящимся управлять страной и народом. Они - потенциальные герои исторического романа. Мы сейчас просто вспомнили обыкновенный в их адрес повседневный упрек, который исторический романист только перемещает во времени. А еще он вот что сделал: упреки превратил в самоупреки. Конечно, он наделил своих героев редкой, как мы знаем, для политического деятеля способностью к вынесению жестоких приговоров себе. Об этой их склонности мирному обывателю приходится только мечтать. Выражая мечты обывателя, исторический романист превращается в утописта. Как юный Володя Ульянов переживает бесперспективность своей общественной деятельности, личную несостоятельность и чуть ли не бездарность, так и новоявленный император Николай - беспомощность и неготовность к царствованию после смерти отца. Вот еще подходящие слова: герои К. Белова и их деятельность бесперспективны. А мы, а наша? И герои К. Белова - или мы? - беспомощны перед окружающей, надвигающейся на них действительностью. И Володя Ульянов и молодой Николай II после смерти отцов чувствуют себя осиротевшими (а каким может себя чувствовать современный герой, какое бы имя он ни носил?), предоставленные равнодушному и безразличному к ним пространству истории. Оба, как и все прочие персонажи К. Белова, перед неизвестностью. Но они ничего не знают даже о том, что это неизвестность. Одни делают карьеру, а умирая, думают, как много успели для блага России (как министр Толстой), другие наоборот - что все их усилия были напрасны (как Илья Николаевич Ульянов). Но "я"-то знаю, к чему все придет, и оттого могу чувствовать иронию истории. Вот на чем держится воздействие современного произведения. "Незнание", о котором мы говорили, как писательски-читательская нравоучительная позиция, конечно же, нарочита. Если бы "я", читатель, действительно вместе с героями не знал раавязок (так происходит при чтении произведений с заведомо вымышленными героями), то был бы в чтении подобен себе же "в жизни". А читатель испытывает потребность взглянуть на свое обыденное сознание со стороны. Вот почему исторический роман сегодня (и любое документальное повествование или мемуары) привлекательнее для читателя, чем произведение с "придуманным" сюжетом. Но только при чтении документов или мемуаров мы вынуждены выполнять работу "за романиста": включать переживание того, что герои не знают, чем "все кончится" (это переживание можно включить лишь в том случае, если "я" знаю). Можно только предполагать, чем завершится историческое повествование К. Белова, но, скорее всего, судя по его темпам, до политического торжества одних и краха других дело не дойдет. Читатель-то ведь и ждет этого созвучного ему существования героев в исторической неопределенности. "Неопределенность" - другое слово, кроме "неизвестности", которое выражает самосознание современного русского человека. Не оттого ли К. Белов крайне неохотно и лишь когда этого не избежать (например, документ должен быть датирован) выдает, в каком году происходит тот или иной разговор, сражение или заседание. Словно бы это большая тайна. Изображаемая действительность расплывчата, ускользает от определения, а значит, и от управления ею. Все это могло бы быть когда угодно и с кем угодно. Неопределенность - также главная общая характеристика несчастливых семей в романах К. Белова. Она прежде всего касается детей. Чьи они? Они могут быть чьи угодно. Навязчиво повторяющаяся варьирующаяся сюжетная ситуация: рождается ребенок, герой его любит и считает своим, потом начинает подозревать незаконность его происхождения, теперь его ненавидит. Так и с министром Дм. Толстым, и с предпринимателем Тимофеем Фроловым, и с самим Ильичом... Слова "мое (наше) детище" (ребенок) традиционно относят к любой реформе или новшеству. А если не мой и не наше? Очень личные и частные сюжетные мотивы обрастают в сознании читателя социально-политическими аллюзиями. Тема незаконнорожденных почти пародийно заостряет другую, постоянную в дилогии: тему наследников. Действительных и самозванцев, навязчиво вторгшихся. Известна репутация "революционных демократов" у советской, недавно диссидентской интеллигенции. Но к какой традиции отнести ее собственную оппозиционность? Набоков (его дед, министр, появляется в романе К. Белова) эту обратимость, неопределенность наследования изобразил в романе "Дар". И возводить ли современный нам бизнес к традиции Саввы Морозова, Саввы Мамонтова и Тимофея Фролова, как часто делается? А если возводить, то чем хороши тезки Морозов и разорившийся на спекуляциях Мамонтов? Уж слишком у них тесные, почти семейные связи с палачами. Капитал - дитя плахи (предприниматель Тимофей Фролов - сын Ивана Фролова, палача). Так считает их описатель. Неосведомленность (незнание), бесперспективность, беспомощность, неопределенность - самохарактеристики современного русского человека, он же - потенциальный читатель исторического романа. А вот вам и еще с ними связанные: случайность и недовоплощенность (судеб, мечтаний, их еще называют чаяниями; социальная, профессиональная и проч.). Эти характеристики положения русского человека сегодня, в которых одни отдают себе ясный отчет, другие их только смутно угадывают, также выражены историческим романом, как его представляет себе К. Белов, навсегда задерживающий героев на границе их близкого будущего.

Читать новости:

Похожие сочинения (3 самых похожих)



Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему Олег Дарк Принесенные в жертву, Другие сочинения по современной литературе



Больше всего просматривают

  1. Сочинение о маме
  2. Сочинение на тему мой лучший друг
  3. На поле куликовом Блок анализ
  4. Описание внешности человека сочинение
  5. Образ Луки в пьесе на дне
  6. Легко ли быть молодым
  7. Сочинение на тему Россия
  8. Сочинение на тему эссе
  9. Описание мамы
  10. Сочинение на тему телевидение
  11. Сочинение аленушка
  12. Сочинение на тему отцы и дети
  13. Сочинение про музыку
  14. Сочинение рассуждение на тему совесть
  15. Сочинение про маму
  16. Мое любимое время года сочинение
  17. Сочинение на тему милосердие
  18. Моя любимая телепередача
  19. Дом моей мечты сочинение
  20. Сочинение как степа дрова колет
  Олег дарк принесенные в жертвуМобильная версия

В здоровом теле здоровый дух сочинение В чем смысл жизни сочинение Детство сочинение