Тема свободы личности в повести С Довлатова "Зона" - сочинение
Имя С. Д. Довлатова прозвучало в литературных кругах в конце 60-х годов. Писатели той эпохи на страницах своих произведений поднимали острые, наболевшие вопросы, связанные с недавним историческим прошлым России, осмысливали современность. Важной особенностью как литературной, так и общественной жизни страны того времени являлась полемика, основная цель которой состояла в том, чтобы отстоять право писателей на отражение правды об отрицательных сторонах жизни, о реальном положении вещей в Советском государстве. Это время стало периодом бескровных репрессий, многие писатели и поэты подверглись гонениям за свободолюбие, отражение в своем творчестве взглядов, противоречащих общепринятой установке на воспевание социалистического отечества. Творческая интеллигенция вынуждена была уходить в кочегары, дворники, эмигрировать из страны, дабы не становиться «придворными поэтами», воспевающими коммунистическую идеологию.
Проза Сергея Довлатова, запечатлевшая людей свободомыслящих, не принятых официальной иерархией, не соответствовала канонам социалистической литературы, не была официально признана в Советском Союзе. Чтобы произведения увидели свет, писатель вынужден был эмигрировать.
В 60-е годы Довлатов начал работу над автобиографичной повестью «Зона», которую в России опубликовали лишь в середине 80-х годов. Некоторое время писатель служил охранником лагерей, и «Зона» отражает его своеобразное восприятие жизни людей по ту и по эту сторону свободы. Он разрушил традиционные представления о противопоставлении заключенных и охранников, имевшие две трактовки. С позиций «порядочного» общества каторжник является «чудовищем, исчадием ада, а полицейский, следовательно, — героем, моралистом, яркой творческой личностью». А с противоположной точки зрения, каторжник «является фигурой страдающей, трагической, заслуживающей жалости и восхищения. Охранник — злодей, воплощение жестокости и насилия».
Своеобразие повести Довлатова состояло в том, что он показал отношения заключенный — охранник с третьей, неожиданной стороны. «Я обнаружил поразительное сходство между лагерем и волей... Мы говорили на одном приблатненном языке. Распевали одинаковые сентиментальные песни. Претерпевали одни и те же лишения. Мы даже выглядели одинаково... Мы были очень похожи и даже — взаимозаменяемы. Почти любой заключенный годился на роль охранника. Почти любой надзиратель заслуживал тюрьмы». Эта мысль лейтмотивом проходит через всю повесть. Довлатов показывает, насколько тонка грань той и этой жизни: «Разве у тебя внутри не сидит грабитель и аферист? Разве ты мысленно не убил, не ограбил? Или, как минимум, не изнасиловал?», — спрашивает своего напарника Борис Алиханов, от чьего имени ведется рассказ. Более того, автор поражен похожестью двух противоположных миров.
Довлатов пишет так: «Я был ошеломлен глубиной и разнообразием жизни. Я увидел, как низко может пасть человек. И как высоко он способен парить... Мир был ужасен. Но жизнь продолжалась. Более того, здесь сохранялись обычные жизненные пропорции. Соотношение добра и зла, горя и радости — оставалось неизменным».
Мир зоны представляется писателю уменьшенной копией модели государства, подразумевающей свою классовую иерархию, свои законы, идентичные с государственными. Подобная параллель в годы создания произведения выглядела неслыханной дерзостью, даже преступлением, поэтому вполне закономерным является запрет на опубликование повести Довлатова в Советском Союзе.
Что такое свобода и несвобода? Над этим вопросом писатель размышляет на протяжении всего повествования. В его рассуждениях эти понятия теряют четко очерченные границы, как и все остальное в повести, они становятся взаимозаменямыми. Вроде бы ситуация не может истолковываться двояко: преступники, находящиеся под охраной, несвободны. Охраняющий их конвой, напротив, находится на свободе. Но у героев повести часто возникает противоположное ощущение. Так, показательным является эпизод противостояния охранника Алиханова и рецидивиста Купцова, который отказывается выходить на работу в соответствии со своим «высоким» положением вора в законе. После долгой и упорной борьбы Алиханов вроде бы добивается согласия Купцова выйти на лесоповал, но как только в руках у него оказывается топор, он отрубает себе левую кисть. Таким образом, внутренняя свобода Купцова реальнее, чем внешняя свобода Алиханова, который вынужден делать то, что противоречит его внутренним убеждениям.
Тема свободы человеческой личности поднималась в разные периоды разными писателями, но Довлатов, пожалуй, единственный из них раскрыл эту мысль таким необычным способом — с позиций взаимозаменяемости. Он показал, что человек сам выбирает для себя свободу или несвободу независимо от условий существования.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Тема свободы личности в повести С Довлатова "Зона". Поищите еще с сайта похожие.