А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«Вадим Новогородский» как первое прозаическое произведение Жуковского - сочинение


В 1803 г. в «Вестнике Европы» за полной подписью автора появился первый оригинальный художественно-повествовательный опыт Жуковского: интродукция и «книга первая» повести «Вадим Новогородский». Продолжения она не имела, но уже начало характерно для автора и для литературного направления, и рамках которого он начинал свою деятельность.

«Вадим Новогородский» - своеобразная параллель переводу из Грея, элегии «Сельское кладбище», напечатанной в журнале Карамзина годом ранее, и подобно ей замыкает собою подготовительный период творческого развития Жуковского. Фрагмент этот я пился своего рода итогом занятий словесностью в пансионе и н кругу Дружеского литературного общества, интенсивной переводческой работы ранних лет, творческих опытов в стихах и в прозе, размышлений Жуковского о задачах литературы, о бытии человека и высших законах нравственной жизни. И хотя впоследствии Жуковский не включал «Вадима Новогородского» в сборники своих «сочинений в прозе», в известной программе автобиографических записок, озаглавленной «Прошедшая жизнь», «Вадим» поименован в числе немногих произведении, которым автор придавал особое значение.

«Вадим» - повествование историческое. Одной из форм проявления растущего интереса к прошлому явилось в России начала XIX в. широкое распространение оссианической прозы. Как и повсюду, культ «шотландского барда» дал у нас выход пробуждающемуся национальному чувству, стимулируя интерес к отдаленным истокам собственной народности, к национальным богам и героям. Образ могущественного времени, уносящего древних героев и стирающего самую память об их доблести, - основа элегического лиризма Оссиана, суровые и мрачные картины природы, единство строгой музыкальной тональности, подчиняющей себе все элементы поэтики, наконец, тонкость душевных переживаний мужественных и непреклонных героев обеспечили произведениям Макферсона широкий успех в период сентиментализма и преро-мантизма. Крепнущее национальное самосознание подготовило почву для восприятия Оссиана, Оссиан же дал на известное время образцы для литературного оформления национально-героической темы и во многом определил ту духовную атмосферу, в которой происходило восприятие и освоение литературой начала XIX в. тем и образов былин, летописей, «Слова о полку Игореве».

Воздействие Оссиана определяет образный и интонационный строй «Вадима Новогородского», характерную для пего «песенную» трактовку истории. Созвучная дарованию молодого автора под пером его воскресает мрачная лирическая напряженность образца. Сила «инструментовки», имена Гостомысла, Радегаста, Вадима, славянских богов (как представляли их себе современники Жуковского) - вот черты, призванные сообщить повести исторический колорит. Времена «славы, подвигов славян храбрых их великодушия, их верности в дружбе, святого почтения к обетам и клятвам», гибель и изгнание новгородских героев, торжество «иноплеменников» рисуются в отвлеченных, исторических образах. Черты современного нравственного идеала, сообщенные глубокому прошлому, строй человеческих чувств и отношений, знакомый читателю по литературе сентиметализма, делают историзм повести условным. Творческой задачей Жуковского не было создание пластически осязаемых исторических характеров.


 
Екатерина II сделала Вадима честолюбивым заговорщиком, Я. Б. Княжнин - носителем республиканской идеи. И там, и тут горой предстает на поприще политической борьбы. Вадим Жуковского - мечтательный юноша, скорбящий о потере отца, героя-изгнанника, завещавшего сыну патриотический подвиг возрождения отчизны. Одинокий скиталец, Вадим «воображал себя гражданином великого Новаграда». Скорбь любящего сына, почтение к героическим сединам Гостомысла, восхищение красотами природы, воспоминание о прошлом и героические порывы сменяются в его душе. Встреча двух героев и их взаимное «узнавание» - центральное событие «книги первой». Для Гостомысла приход юноши - источник «непонятной радости», умиротворяющей и обновляющей его душу, пробуждающей в старце «чувство нового, сильного бытия». Вадиму же обретение «под рубищем пустынника» (известного ему по отцовским рассказам «великого вождя славян» несет с собой горестное душевное потрясение, знак бедственной судьбы отчизны. Внимание Жуковского к сложным переживаниям героев, таящим в себе возможности действия и одновременно тормозящим его развитие, лишний раз убеждает, что в своем рассказе молодой повествователь шел не от исторического предания и даже не от литературных обработок этого предания. Самое название сочинения Флориана в сопоставлении с летописным преданием, на которое ориентирован «Вадим» Жуковского, показывает, что речь идет не о сходстве более или менее существенных элементов сюжетно-образной ткани (хотя и здесь отмечены многочисленные точки соприкосновения двух произведений), но о родственной близости темы. Что касается личности Вадима, то па обрисовке оо сказалось как влияние Оссиана, так и еще более «Вильгельма Теля» Флориана. Влияние этого последнего произведения заметно и на самом расположении, плане «Вадима», и все же думается, что Жуковский вряд ли замышлял создание повести о восстании Вадима и его поражении. Во всяком случае в написанной своей части «Вадим» имел особое творческое задание - изображение юноши, в котором сочетаются унаследованные от предков, развитые воспитанием и упроченные самовоспитанием черты идеального человека и гражданина. Этот замысел, полемичный по отношению к традиции осуждения Вадима, которую особенно ярко воплотил Херасков и которой противостоял Карамзин - автор «Марфы-посадницы», Жуковский успел, опираясь на Флориана, осуществить в «книге первой» своей повести.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «Вадим Новогородский» как первое прозаическое произведение Жуковского. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Жуковский > «Вадим Новогородский» как первое прозаическое произведение Жуковского
Василий Жуковский

Василий  Жуковский


Сочинение на тему «Вадим Новогородский» как первое прозаическое произведение Жуковского, Жуковский